Экологические стандарты

 

Существует три вида природоохранных стандартов, которые служат совершенно различным целям в экологической политике. ■ Стандарты качества окружающей среды устанавливают максимальные уровни загрязняющего вещества в той среде, куда оно поступает (атмосфера, вода и почва). ■ Стандарты на выбросы8 определяют максимальную концентрацию загрязняющего вещества, которую может производить предприятие или агрегат. ■ Стандарты по фунционирования эксплуатации новых источников (СФНИ) являются особыми стандартами выбросов, всегда основанными на наилучших имеющихся технологиях контроля (НИТК) и применяются только для новых предприятий. В Приложении 5 более детально рассматривается роль этих экологических стандартов различных типов. Первые два вида стандартов часто взаимосвязаны. Во многих системах регулирования предприятие, которое хочет получить разрешение на выбросы, должно показать, что они не увеличат обычные концентрации загрязняющих веществ выше уровня, предписанного стандартом качества окружающей среды. Стандарты качества окружающей среды по воздуху значительно строже в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, чем соответствующие стандарты, используемые в странах ЕС, и число загрязняющих веществ, для которых они были определены, больше, чем в Существует три вида природоохранных стандартов, которые служат совершенно различным целям в экологической политике.
Стандарты качества окружающей среды устанавливают максимальные уровни загрязняющего вещества в той среде, куда оно поступает (атмосфера, вода и почва).
Стандарты на выбросы определяют максимальную концентрацию загрязняющего вещества, которую может производить предприятие или агрегат.
Стандарты по функционирования эксплуатации новых источников (СФНИ) являются особыми стандартами выбросов, всегда основанными на наилучших имеющихся технологиях контроля (НИТК) и применяются только для новых предприятий.
В Приложении 5 более детально рассматривается роль этих экологических стандартов различных типов.
Первые два вида стандартов часто взаимосвязаны. Во многих системах регулирования предприятие, которое хочет получить разрешение на выбросы, должно показать, что они не увеличат обычные концентрации загрязняющих веществ выше уровня, предписанного стандартом качества окружающей среды.
Стандарты качества окружающей среды по воздуху значительно строже в большинстве стран Центральной и Восточной Европы, чем соответствующие стандарты, используемые в странах ЕС, и число загрязняющих веществ, для которых они были определены, больше, чем в странах ЕС/ОЭСР. Однако, подобные строгие стандарты могут стать неэффективными. Учитывая ограниченность ресурсов для проведения мониторинга, становится трудным или невозможным проследить за всеми загрязняющими веществами. Было бы целесообразнее принять более простую систему стандартов качества для всех природных сред, которые соответствовали бы современному аналитическому потенциалу. Этот потенциал будет расти с течением времени, таким образом стандарты качества окружающей среды для других загрязняющих веществ могут быть скорее временно заморожены, чем отменены. Страны региона могут принять решение о введении более жестких стандартов, например таких же, что применяются в настоящее время к новым источникам в Европейском Союзе, основываясь на том, что это приведет к росту темпов снижения выбросов в наиболее загрязняющих отраслях промышленности. Однако, следование, этому подходу сопряжено со знакомой дилеммой. В случае, если соблюдение более строгих стандартов сопряжено со значительными затратами, то применение их только для новых предприятий приведете: стремлению сохранить в действии старые предприятия более длительное время, чтобы не вкладывать крупные средства в новое оборудование. Результатом этого, по крайней мере в среднесрочной перспективе, могут стать большие затраты и более высокий уровень загрязнения. Одним из способов разрешения этой дилеммы является осуществление требования, чтобы все предприятия соблюдали бы более строгий стандарт к концу переходного периода. Подобный подход используется в рамках директив Европейского Союза, когда длительность переходных периодов может продолжаться до 15 лет. Это связано с более высокими затратами на контроль состояния окружающей среды, но обеспечивает отсутствие долговременной разницы между экологическими показателями деятельности старых и новых предприятий источников загрязнения. Эффект от применения стандартов ЕС, разработанных для новых источников выбросов, применительно только к новым или ко всем источникам до 2010 года иллюстрируется в различных сценария. Очень важно определить реально выполнимые сроки для соблюдения более строгих стандартов выбросов. Ряд стран Восточной и Центральной Европы уже предложили или ввели стандарты выбросов, которые соответствуют действующим либо в странах ЕС, либо в Германии.  В некоторых случаях (Чешская Республика и Польша) срок для введения подобных стандартов меньше 10 лет и может быть сокращен даже до 5 лет. Несмотря на то, что причины стремления к лучшим экологическим показателям понятны в контексте долгосрочных целей вступления в ЕС, опыт стран Западной Европы показывает, что подобные сроки являются слишком короткими. Адаптация промышленности к аналогичным экологическим требованиям в западноевропейских странах заняла несколько десятилетий, и даже сегодня многие производства сталкиваются с трудностями выполнения действующих стандартов на выбросы. В отношении новых стран членов ЕС были установлены более продолжительные сроки ( до 25 лет) для адаптации их промышленности к действующим стандартам выбросов ЕС. Но даже в таком случае, похоже, придется снизить порог определенных требований и стандартов, в особенности в области качества водных ресурсов.