Мониторинг загрязнения и принудительные меры

 

Во всех странах Центральной и Восточной Европы имеется обширная система мониторинга, которая включает сотни станций контроля за состоянием окружающего воздуха и воды в каждой стране. Однако, их работа не всегда эффективна, так как замеры не всегда производятся регулярно или систематически, а мониторинг часто осуществляется различными правительственными организациями и научно-исследовательскими институтами и плохо скоординирован. На многих станциях мониторинга загрязнения воздуха и воды оборудование неисправно или находится в плохом техническом состоянии, либо эксплуатируется неподготовленным персоналом. Калибровка существующего оборудования для мониторинга также находится в плохом состоянии, а использование оборудования с ручным управлением еще больше снижает последовательность и надежность данных мониторинга. Многого можно достичь, стимулируя проведение мониторинга постоянного соответствия стандартам самими предприятиями, сопровождаемого периодическими проверками компетентных органов. Как часть этого процесса может быть укреплена связь между мониторингом и мерами принуждения. Один из путей, рекомендованный в некоторых странах, предполагает зависимость частоты проведения мониторинга или выборочных проверок в Во всех странах Центральной и Восточной Европы имеется обширная система мониторинга, которая включает сотни станций контроля за состоянием окружающего воздуха и воды в каждой стране. Однако, их работа не всегда эффективна, так как замеры не всегда производятся регулярно или систематически, а мониторинг часто осуществляется различными правительственными организациями и научно-исследовательскими институтами и плохо скоординирован. На многих станциях мониторинга загрязнения воздуха и воды оборудование неисправно или находится в плохом техническом состоянии, либо эксплуатируется неподготовленным персоналом. Калибровка существующего оборудования для мониторинга также находится в плохом состоянии, а использование оборудования с ручным управлением еще больше снижает последовательность и надежность данных мониторинга.
Многого можно достичь, стимулируя проведение мониторинга постоянного соответствия стандартам самими предприятиями, сопровождаемого периодическими проверками компетентных органов. Как часть этого процесса может быть укреплена связь между мониторингом и мерами принуждения. Один из путей, рекомендованный в некоторых странах, предполагает зависимость частоты проведения мониторинга или выборочных проверок в будущем отданных соответствия стандартам в прошлом (так, например, при обнаружении повторного нарушения, объект заносится в контрольный список для проведения частых проверок). Практика показывает, что если размеры штрафов соответствуют степени нарушения, то можно достичь высоких уровней соблюдения нормативов даже при ограниченных бюджетных средствах. При определении количества мест и станций мониторинга приоритет должен отдаваться территориям, где наиболее высокие уровни содержания загрязняющих веществ, угрожающие здоровью человека. Лучше иметь меньше станций мониторинга, но эффективно работающих, чем много плохо работающих станций. Это особенно важно, поскольку станции мониторинга будут собирать информацию, на которой будет базироваться разработка будущей экологической политики, планирование и принятие решений в области управления. Успешное введение системы плат и штрафов за загрязнение зависит от точности информации и обоснованного мониторинга, и достижение соглашений по проблемам трансграничного загрязнения в регионе также будет зависеть от более надежных данных мониторинга.