Структурная перестройка и экологизация экономики

 

Структурная
перестройка и экологизация экономики

В условиях перехода России к рыночным отношениям
менеджер-консультант по экологическим вопросам должен знать, что устаревшие
технологии, являющиеся основным источником загрязнения ОС, обычно наиболее
энергоемки, требуют использования дефицитных невозобновляемых ресурсов,
характеризуются опасными отходами, поэтому их применение должно сдерживаться
будущими расходами на охрану ОС.

В условиях рыночной экономики новые технологии,
обеспечивающие значительно меньшее давление на ОС, более предпочтительны,
конкурентоспособны, не вступают в конфликт с властями и быстро захватывают
рынки.

Структурная перестройка экономики должна проводиться в
условиях изменения законодательства в области экологизации экономики, т. е.
ужесточения госстандартов технологических процессов, во взаимодействии не
только с ОС, но и с определением целей производства, обеспечивающих
восстановление качества среды обитания, получение продукции, которая бы не
наносила ущерба природным объектам в течение всего жизненного цикла.

Экологически ориентированное управление производством
представляет собой систему планирования и контроля на разных этапах: 1)
составление производственной программы. Если это новое предприятие, то
программа предусматривает последовательность соблюдения стадий проектирования,
экспертизы, получения разрешительной документации и т. д. Если модернизируется
старое предприятие, речь идет о снятии с производства экологически вредной
продукции, замене устаревшего оборудования и старой технологии на новую; 2)
календарное планирование подготовки и проверки состояния работы оборудования;
3) производственный контроль; 4) Планирование и контроль качества.

При реализации менеджмента на уровне проектирования
проектанты невысокой квалификации, идущие на поводу у недальновидного
руководства, стремятся скрыть возможные последствия воздействия предприятия на
ОС. Такие проекты обычно выглядят громоздкими, мероприятия по выполнению
экологических требований, как правило, заимствуются из старых проектов. Это
просматривается уже в отсутствии анализа действующих моделей производства.
Проектанты высокой квалификации обычно создают гармоничный документ, в котором
проблемы охраны ОС выглядят обоснованно и реалистично. Решение этих проблем
обосновывается неоднократным проигрыванием возможных сценариев обострения
возникающих ситуаций с подбором для каждой оргтехмероприятий, подкрепленных
финансово-экономическими расчетами.

На стадии проектирования важно не обещать и не принимать на
себя обязательств, которые не могут быть выполнены; не строить благополучия за
счет здоровья окружающих. При строительстве Ростовской АЭС не был учтен
международный подход к строительству подобных объектов. Население недостаточно
информировалось на стадиях принятия решения, предпроектных испытаний,
проектирования и строительства АЭС. Оно было мало осведомлено о возможных
вариантах улучшения социально-экономической ситуации в случае строительства
этого объекта. Чернобыльский синдром заслонил перед обывателем все, оставив его
наедине с последствиями, о которых он хорошо осведомлен из СМИ. В то же время
проектирование и строительство Северной ТЭЦ в Москве проходило в условиях
широкой гласности, и успешная реализация проекта позволила существенно улучшить
энергоснабжение огромной территории города.

Оценка воздействия на
окружающую среду (ОВОС)
проводится при возникновении угрозы значительного
экологического ущерба и используется для прогноза таких последствий, а также
нахождения способов снижения отрицательных воздействий предприятия на ОС.

Содержание экологического менеджмента на предприятии
включает также экологическую экспертизу, сущность которой рассмотрена выше.

Экологические проблемы регионов не могут быть решены из
центра. Но центр может финансово-экономической политикой стимулировать или
давление на ОС, или бережное отношение к природе и ресурсам. Однако
экологическая безопасность регионов осуществляется на предприятии, поэтому
чрезвычайно важна оценка действующего проекта – экологический аудит (см. гл. 7).

Важнейшей мерой экологического контроля на предприятии
является экологическая ревизия. Она
предусматривает систематическую документально подтверждаемую оценку руководства
предприятия с экологических позиций. Достигается это созданием системы
экологического контроля на предприятии.

Крупные предприятия могут создать у себя экологическую
службу высокого уровня, что требует больших расходов, которые чаще всего
окупаются и приносят экономический эффект. Средние предприятия могут содержать
специалиста в ранге менеджера-консультанта по экологическим вопросам. Крупные
вопросы экологического аудирования решаются обращением к аудиторским,
консультативным, инжиниринговым фирмам.

Мелкие предприятия вынуждены прибегать к услугам
соответствующих фирм или решать экологические проблемы на свой страх и риск.

Главная задача
аудита – не наказание, а поиск возможностей избежать последствий загрязнения
ОС, которые могут привести предприятие не только к потере части прибыли, но и к
закрытию производства.

Аудиторская деятельность оплачивается предприятием, которое
подвергается проверке.

Менеджер-консультант
по экологическим вопросам
должен действовать исходя из целей:

1) защитить и сохранить ОС;

2) обеспечить здоровье людей в рамках производства и
ближайшего окружения;

3) экономно и сбалансирование расходовать природные ресурсы.

Менеджер-консультант, полностью отвечающий за экологическую
безопасность на предприятии, подчинен непосредственно директору и не может быть
включен в штат службы главного инженера в качестве инженера по технике
безопасности.