Правовые принципы стратегии

 

После обсуждения, принятия и ратификации рядом стран Конвенции о биологическом разнообразии углубилось понимание проблем, осознание необходимости их решения. Намечены и осуществлены некоторые мероприятия, направленные на реализацию положений Конвенции. Разрабатывается Национальная стратегия по сохранению биоразнообразия в России, преследующая несколько целей - активизацию усилий по обеспечению биоразнообразия, создание и подписание Общественного договора о поддержании биоразнообразия, составление Плана действий по сохранению биоразнообразия, утверждение концепции Федеральной целевой программы сохранения биоразнообразия в России и др.

Стратегия должна исходить из современных, апробированных в обществе, в науке посылок:

необходимости разработки новых подходов к охране живой природы;
осуществления сохранения живой природы в комплексе со всей природоохранной деятельностью в стране;

- совокупности проблем сохранения живой природы с проблемами доступа к экологической информации, участия общественности в принятии решений, а также доступа к правосудию;

понимания правовых норм как одного из важнейших правовых средств управления и самого управления как неотъемлемой части законодательства (точнее сказать - как средства обеспечения законодательства);

- двух основных направлений российского экологического законодательства - природоохранительного (устанавливающего систему управления природоохранной деятельностью, особо охраняемыми природными территориями, принципы экологической экспертизы) и природоресурсного (регулирующего использование земли, ее недр, животного и растительного мира, вод, атмосферного воздуха), а также включающего экологические нормы других отраслей права; включения в соответствии с Конституцией Российской Федерации международных договоров в российскую правовую систему; развития законодательства на двух уровнях - федеральном (например, законы Российской Федерации о животном мире, о континентальном шельфе (1995), о государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности (1996), Лесной (1997), Водный (1995), Земельный (2001) кодексы, и субъектов Федерации (например, Лесные кодексы Республик Башкортостан, Бурятия, Коми); системы подзаконных актов - указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, ведомственных актов Министерства природных ресурсов России, Минсельхоза России и др.
Под биологическим разнообразием в Конвенции и большинстве иных указанных документов понимается вариабельность живых организмов из всех источников, в том числе, среди прочего, наземных, морских и иных водных экосистем и экологических комплексов, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Исчезновение видов живых организмов и природных экосистем происходит достаточно интенсивно - зарегистрировано исчезновение сотен видов животных и растений, природные экосистемы полностью изменены на пятой части суши.
Дальнейшее сокращение биоразнообразия может привести к дестабилизации и утрате целостности биосферы, ее способности поддерживать важнейшие для жизни качества окружающей природной среды. В результате необратимых изменений биосфера может перейти в новое состояние и оказаться непригодной для жизни человека; сохранение биоразнообразия, всех живых систем на Земле - необходимое условие выживания человека и устойчивого развития цивилизации.