Совершенствование законодательства

 

Надо отметить, что разработка и принятие актов экологического законодательства в Государственной Думе Федерального Собрания России осуществляются на основании годовых, перспективных и иных планов, составляющих в сумме систему их подготовки и обсуждения. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации изданы Концепции развития российского законодательства (М., 1998), где значительное место уделено экологическому, земельному, аграрному, горному законодательству.
В Федеральном законе «О животном мире» предусматриваются требования по сохранению объектов животного мира и среды их обитания, система охраны редких объектов животного мира, требования по ведению Красных книг Российской Федерации и ее субъектов, порядок выдачи лицензий на пользование объектами животного мира, права и обязанности пользователей объектами животного мира, ответственность за их нарушение. Общие правила поведения по отношению к животному миру и его объектам имеются и в других приводимых в разделе нормативных правовых актах Федерации, а также в актах ее субъектов.
Таким образом, можно и нужно говорить не об отсутствии таких норм, а в крайнем случае - об их неупорядоченности, несовершенстве, противоречивости, неполноте.
Порой считается, что законодательство об охране живой природы имеет значительное количество формально действующих, но фактически утративших свою силу актов; нормативно не определен якобы круг законодательных актов бывшего СССР, сохраняющих свое действие на территории России; не разграничены правотворческие полномочия Федерации и ее субъектов в области экологии.
Право не должно использовать выражения типа «формально действующие акты», они позволяют недобросовестным правоприменителям использовать подобную формулу для неисполнения и нарушения не отмененных предписаний, пытаться уходить от ответственности. Акт либо принят и существует, либо отменен: если же он не действует или действует неэффективно, то надо искать причины этого, но не только в «формальности», а глубже.
Разграничение правотворческих полномочий Федерации и ее субъектов осуществлено в ст. 71, 72, 74 и др. Конституции Российской Федерации, где определяется компетенция России, совместная компетенция России и ее субъектов, компетенция субъектов Федерации. Размежевание проводится на практике трудно ввиду отсутствия должного опыта и традиций, необходимых законодательных актов в частности и, прежде всего, в области распределения прав собственности на природные ресурсы.
По этому поводу осуществляется всесторонняя работа в администрации Президента Российской Федерации, Министерстве юстиции России, Генеральной прокуратуре России, в Федеральном Собрании России. В Конституционном, Верховном, Высшем Арбитражном Судах Российской Федерации рассмотрены дела о несоответствии ряда актов субъектов Федерации Конституции и федеральным законам Российской Федерации. Проведены научно-практические конференции о правотворчестве Федерации и ее субъектов в области экологии в Воронеже, Уфе, Оренбурге, Москве, иных городах, материалы которых опубликованы в 1997-2002 годах.