Как социальное мышление повлияет на будущее цивилизации?

 

Человек никогда не сможет остановиться в своем развитии. Новые достигнутые высоты создают новые проблемы. Но это не означает, что надо следовать советам специалистов из «Римского клуба» и стремиться к «глобальному равновесию», при котором рождаемость и смертность были бы одинаковы, промышленное производство сохранялось бы на определенном уровне, а все «доходы» и «расходы» были бы сведены к минимуму. Если бы мы осуществили подобные цели, прогресс резко бы замедлился, наступил бы общий кризис, а в конце концов произошло бы вырождение нашей цивилизации.
Ясно, что возврат к эпохе пещерного человека, к «нетронутой» природе, к философии, проповедующей «целостность и действенность природы», невозможен. Природу необходимо преобразовывать в соответствии с потребностями все увеличивающегося населения в условиях повышения его жизненного уровня. Разумеется, вмешательство человека должно быть хорошо обдуманным, необходимо предусмотреть все ближайшие и будущие его последствия. Рациональнее всего сохранять природу посредством направленного сохранения ее естественного состояния. В этом смысле стратегия человечества в отношении природы должна обладать прозорливостью.
Земля и ее ресурсы ограничены, но разум человека не знает границ. Для будущего нашей цивилизации огромное значение имеет социальное мышление, которое способно определить-основные пути движения вперед. Борьба за умы человечества в современную эпоху принимает в определенном смысле характер исторической дуэли между научной идеологией и социальной мифологией, которая оглупляет людей. Поэтому истинным научным учением нашей эпохи является марксизм.
Историческая победа прогрессивных сил общества над социальным пессимизмом буржуазных классов и слоев, осужденных историей на исчезновение, означает одновременно и триумф в борьбе за дальнейшее развитие нашей цивилизации.
Успешное преодоление энергетического и экологического кризисов неотделимо от воплощения в жизнь социальных идеалов человечества и создания бесклассового общества.