Человек и биосфера

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Среди открытий последних десятилетий, может быть, самым необычным для человека стало новое открытие самой Земли. Научно-техническая революция, огромный рост индустрии и возросшая производственная активность человека меняют облик нашей планеты. Уже утвердилось мнение, что природные богатства не являются неиссякаемым источником, из которого можно черпать неограниченно. Леса, океаны и горы, снежные полярные шапки и раскаленные пустыни, как и все живое, тесно между собой взаимосвязаны и требуют от человека осторожного отношения.

«Надо видеть нашу Землю «сверху», из космоса,— говорит космонавт Виталий Севастьянов,— надо видеть ее с беспредельной высоты, такой маленькой и чарующей, такой одинокой и дорогой, чтобы почувствовать, как мы ее безмерно любим. Как на ладони, в разных уголках нашей планеты видны леса и горы, реки и океаны. И конечно, сразу замечаешь, что все то, что на самой Земле выглядит так величественно, далеко не безгранично, а это вызывает чувство особой ответственности за будущее нашей планеты, ее природных богатств, места ее в мироздании».
В истории человечества сейчас наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с возможностями природы. Известный французский исследователь моря Жак Ив Кусто охарактеризовал этот этап так: «Раньше природа устрашала человека, а теперь человек устрашает природу». Двадцать лет назад, вступая в эпоху бурного научно-технического прогресса, большинство людей не задумывалось о возможных последствиях безграничной эксплуатации природных ресурсов, не заботилось о судьбе биосферы, которая испытывает па себе все последствия хозяйственной деятельности человека.
Земля—уникальное небесное тело Солнечной системы. Она— единственная из известных нам планет имеет биосферу, которая возникла под влиянием солнечной энергии в результате длительных биохимических процессов. Биосфера как «общепланетарное покрывало» образовалась в ходе длительной геологической истории, а ее состав и энергия обусловлены прошлой и современной активностью живого вещества. В ней все органически взаимосвязано: литосфера, атмосфера, гидросфера, живое вещество и космическая энергия. В результате взаимодействия образуется биоорганическая система планеты со всеми присущими только ей чертами, многоликим органическим и минеральным составом.
Человек как элемент биосферы появился относительно недавно, в один из поздних этапов ее эволюции, и до начала XX века его активность носила локальный характер. Сейчас она уже охватывает всю биосферу и является глобальной. Наш век—это век перехода биосферы в ноосферу*, когда человечество стало значительной планетарной силой, что особенно ярко проявилось в 40—50-х годах нашего столетия — с наступлением атомной и космической эры.
По характеру развития и условиям жизни живых организмов и человека различают две основные структурные части биосферы: континентальную и океаническую. Континенты занимают всего 149 млн. кв. км, или 29% поверхности планеты, океаны — 361 млн. кв. км, что составляет 71% земной поверхности. 98% всей гидросферы планеты образуют моря и океаны, и только 2% приходится на пресные воды материков.
Солнечная энергия, поступающая на Землю, является основным источником всех процессов, происходящих в биосфере: абсорбируя солнечную энергию, растительный мир планеты за год образует около 180 млрд. т биомассы и 300 млрд. т кислорода. При этом растения, поглощая и испаряя до 30 тыс. куб. км воды в год, расходуют практически около половины того количества, которое, испаряется с поверхности материков. Биомасса служит основой питания всего животного мира планеты, включая и человека. Кислород, выделяемый растениями и поступающий в атмосферу, используется всеми видами живых организмов для дыхания и участвует в процессах окисления, происходящих в неживой природе.

* Ноосфера — сфера взаимодействия природы и общества в рамках, где разумная человеческая активность является решающим фактором.