Совместная деятельность первой и второй сигнальной систем

 

Обе сигнальные системы мозга человека действуют в  неразрывной связи, что накладывает свой отпечаток на все его реакции, тем более, что и первосигнальные рефлексы у человека резко отличаются от таковых у животных. Многие условные рефлексы на простые сигналы у взрослого человека образуются сразу, но часто совсем не образуются или, появившись, исчезают. Если у высокоорганизованных животных с большим трудом удавалось использовать сигналы выработанного условного рефлекса в качестве подкрепления нового условного рефлекса и продолжать такую иерархию до выработки рефлексов 4 — 5-го порядка, то человек способен достичь в их образовании 20-го порядка. Формирование динамических стереотипов, осуществление условно-рефлекторных переключений и других сложных форм аналитико-синтетической деятельности у человека достигает уровня, не доступного для животных, в чем проявляется участие второй сигнальной системы,
Взаимодействие первой и второй сигнальных систем в высшей нервной деятельности человека наглядно проявляется в феномене так называемой селективной (избирательной) иррадиации условного возбуждения из одной системы в другую. Временные связи, образованные на конкретные сигналы, «передаются» в систему их речевого обозначения. Например, условная двигательная реакция, выработанная на звонок, воспроизводится при произнесении слова «звонок». Вторая сигнальная система воспроизводит и тормозные процессы, сформировавшиеся в первой системе сигналов. Так, после выработки дифференцировки на более громкий звонок слова «громкий звонок» вызывают торможение реакции. Наряду с избирательной наблюдалась диффузная иррадиация условного возбуждения между сигнальными системами, когда первосигнальная условная реакция вызывается не только словом, обозначающим сигнал, но и его синонимами.
Взаимодействие сигнальных систем мозга человека проявляется иув «передаче» условного возбуждения из второй системы в первую. Так, после образования двигательного условного рефлекса на слово «звонок» включение звонка вызывало эту реакцию, никогда ранее не сочетавшуюся с его звуками.
Содержание слова непрерывно расширяется жизненным опытом и включает в себя все более широкий круг сигналов. Например, после выработки положительной реакции на слово «хорошо» ее  можно было вызвать такими словами: «ученик отвечал отлично» или «мы победили врага». Однако чем шире круг обобщаемых сигналов, а следовательно, чем абстрактнее понятие, выраженное словом, тем слабее его связь с первичными - сигналами, что проявляется в меньшей выраженности базовых реакций. В совместной деятельности систем человеческого мозга второ-сигнальные связи более подвержены внешним, влияниям и утомлению. Это видно из наблюдений за учениками, у которых к концу уроков условные реакции ухудшаются на слово «звонок», но сохраняются на звук звонка.
Отношение первой и второй сигнальных систем находят отражение в динамике электрической активности мозга. Так, в случае, когда испытуемый должен был отвечать на сигнал словом, «волна ожидания» была значительно больше, особенно в левом полушарии, чем когда он должен был реагировать только двигательной реакцией. Промежуточную между ними величину имела «волна ожидания», когда испытуемый должен был запомнить командное слово.