Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Это интересно!
Присоединяйся!
rss
Счетчики
Реклама
Тут могла быть ваша реклама.
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 2
Rektherce, Gyncprinniree
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 6
Всех: 9
Именниников сегодня нет

Этнографические наблюдения

 Экологический туризм  26-06-2012, 15:57  Author: SerG1k
Все полученные туристами сведения заносятся в полевой дневник. Каждая запись датируется, указывается место, где были сделаны наблюдения.
Впоследствии дневниковые записи систематизируются. Если исследования ведутся по узкой специальной тематике, то в дневнике отражаются данные о ежедневной работе, о передвижениях экспедиции, а основной материал записывается в тетради.
Личные наблюдения туристов дополняются опросом населения. Беседы обычно начинают с разъяснения целей проводимой работы. Не следует ставить наводящих вопросов, уже содержащих в себе ответ. Сведения, полученные от разных информантов, тщательно записываются и потом сопоставляются. При записи каждой беседы указываются область, район, сельсовет, селение, фамилия, имя, отчество, возраст, национальная принадлежность и профессия информанта, данные о том, кто вел опрос. Хотя материалы, добытые путем расспросов, относятся к сравнительно недавнему времени, они часто касаются древних явлений, доживших до настоящего времени, и позволяют понять многие народные обычаи и традиции.
Этнографические описания, особенно при изучении материальной культуры, требуют иллюстрирования. Орудия труда, одежду, жилище, утварь зарисовывают с соблюдением масштаба, чтобы показать назначение, характерные особенности отдельных деталей и их взаимосвязь (рис. 1). В подписях к рисункам указываются местное название предмета, наименование отдельных частей, иногда точные размеры, а также где, когда и при каких обстоятельствах был изготовлен рисунок.

Рис. 1 Остов и план современной меховой палатки (Нижне-Колымский район)


Этнографические наблюдения


Широко применяется масштабное черчение. Этнографы снимают планы изучаемых поселений при отсутствии специальных топографических планов, составляют планы типичных жилых и хозяйственных построек, изготовляют выкройки одежды. Резьбу по дереву и камню, чеканку на металле копируют методом эстам-пажа. Так, на выпуклый или резной узор наносят краску и узор отпечатывают на бумаге. Иногда на узор накладывают бумагу и для получения копии протирают ее карандашом по узору.
Описания, когда это возможно, подтверждают фотографиями — трудовых процессов, праздничных церемоний, обрядов и игр. При фотографировании, чтобы показать размер мелких предметов, кладут рядом монетку или спичечный коробок, а крупных зданий, построек — для масштаба вводят человеческую фигуру. В последние десятилетия, изучая игры, танцы, праздники, бытовую обстановку, этнографы широко применяют киноаппаратуру и магнитофоны.
Существенная часть работы по изучению материальной и некоторых разделов духовной культуры сбор этнографических коллекций. Он производится по договоренности с каким-либо этнографическим или краеведческим музеем.
Для этнографических коллекций обычно приобретают вещи, бывшие в употреблении, но исправные. В исключительных случаях, когда предметы слишком велики для транспортировки, заказывают точные модели образца. Однако модели подчас изготовляются с нарушением пропорций и могут служить лишь подсобным средством для объяснения устройства тех или иных предметов.
При сборе материалов по какому-либо ремесленному производству приобретают изделия труда и образцы сырья, а при сборе материалов по проблемам общественной жизни, семейному быту грамоты, письма, договоры, автобиографии.
К каждой вещи прилагается описание — легенда с указанием названия и назначения предмета, места и даты его приобретения, если возможно, примерной даты изготовления, краткого описания:
На туристских маршрутах подчас встречаются заброшенные поселки с остатками жилых и хозяйственных построек, старинные кладбища, а на водоразделах, на вершинах гор, в самых трудных участках пути — древние жертвенники. Планы старинных поселений, зарисовки и фотографии остатков построек и жертвенников могут дать важные сведения о культуре коренного населения. Так, массовое исследование деревянных надгробий и других древних погребальных памятников на территории юго-восточной Прибалтики позволило установить изменение форм этих памятников и уточнить расселение литовских племен накануне вторжения немецких рыцарей в XVI—XVII веках.
Туристские группы могут поставить перед собой и более сложные задачи по сбору данных.
характеризующих материальную культуру народов СССР. Остановимся на некоторых таких задачах.
Для составления и уточнения историко-этнографических атласов различных регионов нашей страны весьма ценны сведения о распространении некоторых видов традиционных пахотных и других сельскохозяйственных орудий. Такие орудия (соха, борона, плуг) ныне почти повсеместно ушли в прошлое. Иногда они сохраняются в отдельных семьях в качестве реликвий. Однако старшее поколение еще помнит, какую форму имели эти орудия, как их изготовляли. Точные зарисовки, чертежи с подробным указанием терминологии позволят картографировать распространение тех или иных видов сельскохозяйственных орудий, уточнить историю их развития.
Изучение современных и традиционных поселений, бытующих старых и новых жилых и хозяйственных построек представляет интерес для разработки историко-этнографических проблем. При изучении поселений фиксируются: размеры и планировка, особенности размещения отдельных групп населения (родственных или профессиональных) внутри поселков, время возникновения разных частей поселка, санитарное состояние, пути сообщения и т. д.
Для каждой местности выявляются характерные типы жилищ (избы, мазанки, глинобитные жилища, кирпичные). Особо отмечаются конструкция жилищ и способы устройства фундамента, стен, пола и потолка, перегородок, крыши, окон, дверей, печей. К планам обычно прилагаются подробные описания с указанием: материалов, используемых при строительстве, особенностей строительной техники, местных названий деталей жилищ, назначения отдельных комнат, соотношения жилых и подсобных помещений. Особое внимание уделяется характеристике интерьера, способам украшения жилищ. При изучении жилищ фиксируются размеры усадебных участков, принципы планировки усадеб и методы их использования. Изучение поселений и жилища требует значительного времени, специальной подготовки и опыта.
Много интересного для выяснения особенностей культуры того или иного народа дает углубленное изучение его традиционной одежды. Характер ее зависит от окружающей географической среды и специфики хозяйственной деятельности населения. Обычно исследуют не отдельные виды одежды, а целые комплексы — полные наборы мужской, женской и детской одежды, летней и зимней, будничной и праздничной, характерные для какой-либо местности (рис. 2). Со старинной одежды снимают выкройки с указанием размеров. В описаниях, прилагаемых к выкройкам, даются названия деталей и элементов одежды, особенностей расцветки, условий употребления. Так же изучают и обувь. Одежду и обувь фотографируют спереди и сзади.

Рис. 2 Одежда юкагиров — мужская (слева) и женская


Этнографические наблюдения


Серии документированных фотографий одежды по отдельным районам страны — ценное дополнение к коллекциям, хранящимся в этнографических и краеведческих музеях. Сопоставление фотографий современных форм одежды с имеющимися в музеях образцами позволяет судить об ее эволюции.
Производится также сбор материалов о традиционных украшениях. Местные женские украшения — бусы, серьги, браслеты, кольца, кожаные пояса с нашитыми на них серебряными бляхами фотографируются крупным планом, узоры копируются. При специальном изучении украшений важно выяснить область их распространений и центры, где они делаются (или делались). В ряде мест Кавказа, Поволжья, Сибири работают кустарные мастерские, изготавливающие по народным образцам художественные изделия, женские украшения. Сувенирное производство женских украшений получило широкий размах в Западной Украине, Прибалтике. Ознакомление с работой кустарных мастерских, с творчеством мастеров-надомников позволяет получить прекрасный материал для понимания путей развития народного искусства.
Интересная область исследования — пища. Выявляются основные продукты питания населения района, состав блюд, напитков, рецепты их приготовления, режим питания в течение суток, особенности питания в разные сезоны, в праздники и будни, пищевые запреты, способы заготовления пищи впрок. При изучении этого раздела материальной культуры, особенно приготовления пищи, важны личные наблюдения, так как вкусовые качества блюд зависят не только от рецептуры, но и от последовательности закладки разных видов продуктов, времени варки, особенностей посуды.
Туристские группы после консультаций в музее могут взять на себя сбор материалов о народных производствах и промыслах.
Заслуживает внимания изучение таких ремесел, как ручная выделка шкур, обработка шерсти, ковроткачество, гончарство, изготовление деревянной посуды и деревянных игрушек.
Особый интерес представляет сбор материалов о приемах и способах рыболовства, охоты.
Туристы нередко останавливаются в рыболовецких бригадах и имеют возможность наблюдать подчас весьма своеобразные архаические приемы рыбной ловли. При изучении этих приемов снимают план промыслового района, выясняют местные названия рыб, сезоны их добычи. Специальному исследованию подвергаются рыболовные принадлежности — остроги, уды, удочки, крючки, переметы, виды сетей (сеть плавная, сачок, бредень), невода, плетеные морды, верши, орудия для подледного лова. Принадлежности описывают, зарисовывают, фотографируют, иногда заказывают модели-образцы. Изучают также методы организации лова, способы рыболовства, сохранения выловленной рыбы (посол, копчение, вяленье), типы рыбацких лодок, защитные приспособления от волн.
В охотничьих бригадах можно получить сведения о традиционных и новых формах снаряжения и вооружения охотника, об орудиях лова, специфике охотничьих приемов.
Сбор материала по духовной культуре, как правило, связан с длительным пребыванием в какой-либо местности и поэтому мало доступен туристам. Все же назовем некоторые темы, посильные для самодеятельных групп.
Для понимания особенностей формирования современного быта важен вопрос о том, как сочетаются старые и новые элементы в быту коренного населения в различных национальных районах нашей страны. Туристы нередко присутствуют на местных свадьбах, в том числе и комсомольских. Для этнографа интересно, как на таких свадьбах старые обычаи уживаются с новыми. Например, в некоторых районах Кавказа еще бытует на свадьбах раздельное угощение мужчин и женщин, используются традиционные формы благопожеланий и напутствий, совершаются традиционные обряды — стрельба в воздух, осыпание молодых зерном. Наблюдается и много нового: присутствующие одеты не только в народные, но и в современные городские костюмы, наряду с народными исполняются современные советские песни и танцы.
Нужно не только описать обряд современной свадьбы, но и расспросить о значении тех или иных старинных обычаев, о том, как на них теперь смотрит население. Сбор этнографических материалов по духовной культуре требует особого такта. Большое количество расспрашивающих, развлекательная атмосфера или назойливо-строгий опрос не позволяют получить необходимые сведения.


загрузка...

© Copyright Ecology-portal.ru 2008-2011. Все права защищены.