Собственный опыт успешного лечения в 1990-1992 годах экологически зависимого контингента – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС – более 200 человек, до сих пор не позволяет отвлечься от проблемы влияния экологии на здоровье.
Начну с неожиданного.
Года 2-3 назад, и сам, и многие мои пациенты, с которыми беседовал на эту тему, обратили внимание на то, что в московских домах практи-чески исчезли тараканы. Еще лет десять назад они были неприятным сопровождением быта. Приходилось принимать разнообразнейшие меры для избавления от них. И вдруг они исчезли. Причем, в первую очередь, в домах окруженных третьим транспортным кольцом. О пропавших тараканах, конечно же, сожалеть не стоит, но что за причина, заставившая их исчезнуть?
Наш медицинский Центр находится внутри этой же зоны – район Москва - Сити. После написания статьи о влиянии на здоровье жары и задымления летом 2010 го-да вдруг задумался, а почему здесь летом в открытые окна перестали залетать мухи? И понял, что и их не вижу уже лет пять.
Исчезли комары.
Остались только люди, птицы и грызуны.
Объяснение этому нашел только одно – резкое ухудшение экологической обстановки. Да, экологические проблемы были, есть и будут, пока существует человечество, но степень их угрозы жизни и здоровью различна.
В Москве много факторов, не позволяющих полноценно жить – скученность населения, которая уменьшает комфортное психологическое пространство, а оно для жителей России составляет около 70 см. То есть, попадая в метро, человек не может позволить себе психологически расслабиться, подсознательно находится в со-стоянии оборонительного психологического напряжения. А это происходит практически ежедневно.
Жизнь москвичей съедается временем перемещения от работы и обратно в среднем от 3 до 5 часов в дороге, причем у очень многих. Человек не имеет возможности полноценно отдохнуть, накапливается хроническая усталость.
И наконец, недостаток кислорода, повышенные концентрации угарного газа и токсических веществ от выхлопов автомобилей, расплавленного асфальта, реагентов для таяния снега, которые увеличиваются и увеличиваются из года в год. Происходит постоянное отравление токсинами, происходящее на фоне кислородного голодания. Рушится иммунитет, возросло количество аллергических реакций, количество болеющих простудными заболеваниями, заболеваниями печени, позвоночника, суставов растет не по дням, а по часам.
Простейший тест по поводу того, а чем мы дышим? Просто припомните грязные кузова машин в слякоть. То, что налипает на кузовах, то же самое у нас в легких и печени.
И дело не только в возрастающем количестве машин или аномальных погодных условиях. Конечно же, не стоит скидывать это со счетов, но это не определяющие факторы.
Недостаток кислорода и повышение содержания токсинов в воздухе Москвы обусловлено тем, что город перестал продуваться. Нет притока свежего воздуха и нет оттока отравленного.
Почему, как и когда это произошло?
Любой, кто ездил по полям обращал внимание на шлейф пыли, который тянется за машиной и поднимается на высоту 25-30 метров. Причем за машиной, идущей с незначительной скоростью.
А теперь давайте задумаемся, а что же происходит в пространстве МКАД? Пять полос в одну сторону пять в другую. По ним постоянно передвигаются тяжелые фуры со скоростью около 80-100 км в час, а также множество более мелких, но скоростных машин. Что получаем в результате? Правильно – завихрения воздуха, а точнее воздушный стакан, который не позволяет, как выходить воздуху из Москвы так и не позволяет чистому воздуху проникать в Москву.
Второй такой же воздушный стакан – Садовое кольцо.
И наконец, третьим воздушным стаканом Москву добили совсем – третье транс-портное кольцо. Москва окончательно перестала продуваться с введением ТТК в эксплуатацию.
Поддержку правильности понимания существующей ситуации получил в обсуждении этой темы со своими пациентами - специалистами в области аэродинамики.
Последний штрих – обратите внимание на небо внутри Москвы, и как оно меняется после переезда через МКАД. Внутри Москвы оно серо-белесое с рыжим оттенком, и только за пределами МКАД начинаешь понимать, что небо все – таки - голубого цвета.
При подъезде по утрам к месту работы рядом с Москва - Сити, на протяжении не-скольких лет, неоднократно наблюдал скопления облаков на уровне 200-250 метров – вокруг строящихся высотных зданий. Как на высокогорье. Как на высоте полутора - двух километров. Но это же – Москва.
То есть получается, что испарения поднялись от земли на 200 метров и потом заново опускаются к нам же. И мы опять дышим тем же, чем выдохнули.
Почему так страшно подействовала жара 2010 года тотальным угнетением иммунитета и повышенной смертностью (см. статью о влиянии жары и задымления в 2010 году)? Потому что уже несколько лет и без этого катастрофического повышения температуры – было нечем дышать. Кислорода в московском воздухе давным - давно значительно меньше, чем необходимо для полноценных здоровья и жизни. Когда же стало еще меньше того жизненно необходимого малого, чего и так долгие годы не хватало, ослабленные организмы закономерно начали стремительно разрушаться и гибнуть.
Даже если не будет повторения 2010 года, токсическая нагрузка на организмы жителей Москвы не уменьшится и не исчезнет до тех пор, пока не восстановится нормальная воздушная циркуляция, пока не восстановится приток кислорода из пространства окружающего Москву.
Ситуация крайне неприятная, но не безнадежная. С моей точки зрения, ее можно исправить, причем достаточно просто – создать воздушные коридоры на 8 частей света (юг, юго-восток, восток и т.д.) по периметру дорожного кольца. То есть про-сто напросто увести автомобильные колонны в полукилометровые - километровые подземные туннели. Чтобы воздух свободно перетекал через эти незастроенные просветы над МКАД, как из Москвы, так и внутрь Москвы.
Выбрать места там, где нет постоянно проживающих жителей Подмосковья конеч-но непросто, но вполне возможно. Периодические токсические удары, во время пробок на МКАД, от растекания воздуха Москвы по округе для Подмосковья в любом случае очень небезвредны, опасны непредсказуемостью. Постоянное же истечение не провоцирует резких нагрузок на организмы и переносится значительно легче.
С моей точки зрения, проблема экологически опасного «воздушного стакана» существует, и решать ее необходимо. Пусть и непросто, и с некоторыми издержками. Но лучше терпеть переносимые неудобства, чем со временем потерять многое, ес-ли даже не все. Любой город это люди его населяющие. Нет людей - город исчезает. Город, отнимающий здоровье и жизнь опасен, как среда обитания. Но, “Dum spiro - spero” – «Пока дышу – надеюсь».
С уважением доктор Соломатов Виктор Геннадьевич.