Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 3
Всех: 4
Именниников сегодня нет

Когнитивные механизмы экологического сознания продолжение

 Экология и общество, Экологические статьи  2-06-2009, 13:47  Author: KAMAZ

При
положительном ответе на вопрос о желательности или необходимости изучения
объекта или процесса, попавшего в поле непроизвольного внимания, оно переходит
в произвольное, избирательное внимание, которое позволяет получить все
характеристики объекта внимания, способствующие формированию его образа и
нахождению его места в ассоциативном поле сознания.



Для
экологического сознания большое значение имеет поисковое избирательное
внимание, при котором происходит сравнение сформированного в оперативной памяти
образа, эталона, паттерна с объектами внешнего мира, информация о которых
поступает с сенсорного входа. Обычно такое поисковое внимание не оперирует
полным набором признаков, идентифицирующих объект, а опирается на какую-то
одну, максимум две характеристики. Если есть совпадение по этим
характеристикам, в сознании активизируются другие признаки. Например, человек,
собирающий грибы или ягоды, хорошо знает, что сам поиск ведется по признаку
гриба или ягоды вообще (по признаку шляпки или округлости), и, лишь обнаружив
этот признак, грибник начинает его идентифицировать по другим признакам,
определяя, белый ли это гриб или поганка. Таким образом можно принять положение
о том, что внимание открывает сознание для информации, поступающей с сенсорного
входа и, в свою очередь, изменяет его характеристики, обеспечивающие вход в
сознание того или иного образа внешней среды.



В
одной из глав мы вернемся к проблеме внимания несколько с другой стороны,
рассматривая его как средство манипулирования личным или общественным сознанием
в целях проведения какой-либо акции, в том числе и для организации
экологического движения, т. е. использование того известного факта, который
заложен в идее рекламы.



Как
правило, процессы внимания взаимодействуют с памятью, особенно когда речь идет
об избирательном, осознанном, поисковом внимании.



Для
экологического сознания сохраняют значение все особенности памяти, которые
характерны для сознания вообще. Пожалуй, некоторым отличием является несколько
повышенное значение образной памяти для формирования взаимоотношений с
конкретными объектами биоценоза, хотя для теории (согласно Г.Келли) характерно
такое же взаимодействие наглядно-образной и абстрактно-логической,
ассоциативной памяти, как и для других проявлений сознания. Так, понятие «слон»
всегда проявляется в наглядно-образной форме, как и при более абстрактном
понятии «хоботные», но в конструкте «слон» понятие резьбы по слоновой кости
чаще появляется уже в абстрактно-логической форме. Кроме того, особенностью
памяти в экологическом сознании является то, что в ней значительно ярче и на
более долгий период запечатлеваются события, имеющие характер катастрофы в
личном или глобальном плане.



Можно
указать еще на одну особенность памяти в экологическом сознании:
запечатлеваемые и воспроизводимые образы природы всегда имеют определенную
эмоциональную окраску, как правило, такую, какая сформировалась во время
первого контакта человека с этим объектом. Интересно, что ловкие гадатели и
толкователи сновидений используют это свойство памяти в экологическом сознании,
привлекая распространенные штампы ассоциативной памяти.



Следует
сказать, что очень сложная и важная проблема ассоциативной памяти, в общем
хорошо изученная применительно к общим аспектам сознания, почти не разработана
для экологической памяти, хотя имеется ряд особенностей, свойственных только
экологическому сознанию. Так, в ней более часто появляются ассоциации типа
«предмет-действие», но реже - «предмет-часть
предмета», чаще встречаются ассоциации по месту, но реже -причинно-следственные
ассоциации. Не занимаясь этим специально, но анализируя литературу, в которой
приведены результаты ассоциативного эксперимента, мы не встретили ни одного
примера ассоциации, связанной с заботой о природе, хотя ассоциаций потребления
предостаточно (правда, анализировались данные
1880-1914
гг., когда даже термина защиты природы, вероятно, не
существовало).



Взаимодействие
всех этих процессов приводит к тому, что когнитивные механизмы сознания
формируют в нем модель ситуации, в которую включены «я» и его действия, внешний
мир и его действия по отношению к человеку, а также его связи с другими
элементами мира. Такой образ и есть не что иное, как конструкт. Вид и характер
конструкта определяется, помимо перечисленных выше факторов, особенностями
мышления субъекта. Эмоциональные процессы осуществляют оценку этого образа,
благодаря чему формируется очень важное для экологического сознания
субъективно-личностное отношение к этому образу, его значимость, даже если этот
образ не является предметным. Оценка значимости формируется как комплексная,
интегральная оценка учета значимости образа: угрозы, источника удовлетворения
потребности, объекта заботы, повода к действию.



Для
творческого, продуктивного мышления очень важным оказывается еще один аспект
значимости - возможность использования
этого образа, конструкта как исходной позиции дальнейших абстрактных
преобразований с целью выхода на теорию и получения новых знаний.



Использование
термина «теория» часто пугает неподготовленного читателя, считающего, что это
что-то чрезвычайно сложное, доступное лишь избранным интеллектуалам. Однако это
совсем не так. Мы создаем и отбрасываем теории в нашей повседневной жизни
постоянно. Самой простой теорией является обобщение, т. е. объединение
каких-либо объектов по выбранному признаку или признакам. Строго говоря,
формирование понятия - это тоже
теоретическое обобщение.



При
оценке ситуации включаются такие активные формы мышления, как рассуждения, разграничения
и, как результат оценки, осуществляется выбор деятельности, выбор поведения.
Для экологического сознания современного человека очень характерным является
то, что образ «я», согласно взглядам Ж. Пиаже, во многом носит отпечаток
установки на себя как на хозяина природы.



В
креативных процессах сознания ситуация превращается в проблему, задачу, которая
решается в несколько этапов или, скорее, с нескольких позиций, исходящих из
оценки этой ситуации. Оценка ситуации включает три решаемые подзадачи. В качестве
первичной подзадачи выступает необходимость оценить меру связи человека с
возникшей ситуацией, т. е. ответить на вопрос, имеет ли ситуация какое-либо
отношение ко мне. Если ответ «нет», то на этом решение проблемы заканчивается,
если ответ «да», то возникает необходимость определить вид этой связи. Вторая
подзадача - определение моего отношения к
ситуации и третья - способность разрешить
проблему подзадачи, имеется или нет готовое решение. Если готовое решение
имеется, то отношение к ситуации как проблеме исчезает. В этих рассуждениях
есть одна терминологическая тонкость, связанная с тем, что в креативной
психологии под проблемой понимается возникновение в сознании ситуации, решение
которой неизвестно, и ситуация разрешается с помощью операций так называемого
репродуктивного или продуктивного типа.



Конечно,
есть разные мнения по вопросу определения цели и позиции, с которой
производится оценка. Так, Р.С.Лазарус предполагает, что основная позиция - это определение того, является ли ситуация
стрессогенной, однако, вероятно, оценка включает сразу множество позиций, число
которых определяется количеством и видом связей ситуации с субъектом.



Таким
образом, можно выделить три вида первичной оценки события: как несвязанного с
человеком ничем, кроме совпадения во времени; как нейтрального или в чем-то
даже позитивного, но не требующего активного вмешательства; как имеющего важное
значение для человека в данное время или в будущем.



На
основании первичной оценки в сознании строится, как мы это уже знаем, концептуальная
модель ситуации и определяется, является ли ситуация проблемной или нет. Если
имеется проблема, то определяются степень ее сложности, конечные и
промежуточные по этапам цели и предполагаемые способы и методы решения. Строго
говоря, в экологическом сознании проблемная ситуация, как правило,
рассматривается не изолированно, а как событие, вызывающее перестройку всей
системы, скажем биогеоценоза, поэтому практически любое событие является
проблемным. Однако в так называемом обыденном экологическом сознании эта
особенность отсутствует, что влечет за собой непродуманность,
безосновательность многих принимаемых решений. Определение указанных выше
характеристик проблемы оценивается не только по ситуациям в целом, но и по всей
цепочке, по которой развивается деятельность: мотивы, цели, средства
деятельности, процесс деятельности и ее результат.



На
основании проведенной оценки, интегральной характеристикой которой является
эмоция, в сознании формируются программа и план деятельности, поведения, т. е.
ее стратегия.



Понятие
«стратегия» по-разному трактуется в психологии. Одни авторы определяют ее как
обобщенный принцип решения целевой задачи (Т.Ф.Базилевич,1988;
А.И.Анцыферова,1991), другие понимают стратегию как универсальный закон, по
которому происходит самоосуществление человека
(К.А.Абульханова-Славс-кая.1991).



Многие
авторы считают стратегию обобщенным способом достижения результата в решении
когнитивных задач (В.Ф. Венда, 1983).
А.А. Алдашева (1995) рассматривает
стратегию как способ использования имеющихся у человека механизмов и их
элементов для решения задач, как общий принцип развертывания и реализации во
времени и пространстве (в реальном и виртуальном понимании) процессов,
обеспечивающих достижение поставленной цели. Выбор способа или принципа
определяется имеющимися механизмами и допустимыми законами их сочетания, а
также особенностями вовлекаемых в формирование стратегии конструктов.



Согласно
мнению A.A-Алдашевой, стратегия
определяет этапы решения проблемы, а используемые на каждом этапе способы
определяют тактику когнитивного решения.



Для
когнитивных процессов сознания, в том числе и экологического, характерным
является наличие контроля над действиями и их результатами, а также коррекция
дальнейших шагов и изменение исходной оценки ситуации по данным этого контроля,
т. е. механизм, описанный П.К. Анохиным как акцептор действия.



Контроль
может быть постоянным, но в экологическом сознании чаще встречается контроль по
заданному отклонению, т. е. он включается тогда, когда отклонения от принятого
решения достигают какой-либо обычно интуитивно определяемой величины.



Стратегия
решения реализуется в программе (схеме), определяющей порядок развертывания
процессов и действий, способствующих достижению искомой цели. Мы уже приводили
пример такой программы, формирующей состояние оперативного покоя.



Если
стоять на позиции теории активизации, то не только проблема, но и любой акт
сознания предполагает наличие двух развертывающихся программ. Одна из них
начинает реализовываться сразу после включения в сознание проблемы или
ситуации, является неспецифической, общей для всех ситуаций и заключается в
активизации большого числа мозговых структур, которые могли бы принять участие в реализации принятой стратегии,
активизации тех психических процессов, которые могли бы выработать эту
стратегию или просто реализовать готовую программу.



На
этой базе начинает формироваться другая программа, специфическая для конкретной
ситуации и отражающая стратегию решения и способы ее реализации. В мозге
человека имеется большое число генетических программ, которые обеспечивают
общий характер реакций организма, обуславливающих достижение так называемых
постоянных целей, есть программы, сформированные на основе предыдущего
индивидуального опыта, и программы, запечатленные в результате обучения и воспитания.
Включив эти программы, сознание осуществляет лишь общий контроль, особенно в
тех случаях, когда программа доведена до уровня автоматизированного навыка.
Когнитивные механизмы сознания включаются лишь при отклонении хода реализации
программы от предполагаемого.



Если
в сознании возникает проблема, т. е. ситуация, не имеющая готового решения, то
начинают работать когнитивные механизмы, задачей которых является формирование
программы разрешения такой ситуации. Любая цель может быть достигнута разным
путем, поэтому возможно существование нескольких стратегий, а следовательно, и
программ, обеспечивающих решение проблемы. В зависимости от условий и характера
проблемы эти программы могут быть оптимальными, субоптимальными и
неоптимальными, однако все они формируются по общим законам, характерным для
когнитивных процессов.



В
основе формирования операционных компонентов программы лежит большое число
различных групп когнитивных операций.



Одну
из этих групп составляют операции преобразования и упорядочения информации,
обеспечивающие появление в сознании таких субъективных характеристик объекта
или явлений внешнего мира, как константность, предметность и т.п., на основе
которых в последующем создается концептуальная модель проблемы, при этом в
модели присутствует и сам человек как субъект сознания. Назовем эту группу
операциями описания ситуации.



Вторую
группу составляют операции, связанные с формированием проблемы, ее описанием и
выработкой решения. Эти операции осуществляются актуализацией имеющихся и
формированием новых конструктов, выработкой теории, поиском сути проблемы и ее
точной формулировки и, наконец, решением проблемы. Г.М. Зараковский выделяет
три типа когнитивных операций такого типа -
репродуктивные, при которых используются уже известные программы, алгоритмы
действия, хранившиеся в долговременной памяти и актуализированные в оперативной
памяти или непосредственно содержащиеся в самой информации; продуктивные
операции, программы и методы реализации которых вырабатываются в процессе
осмысливания проблемы; так называемые эвристические операции, осуществляемые по
неявным, скрытым для сознания алгоритмам.



В
группе репродуктивных операций можно выделить операции: группировки, т. е.
объединения сигналов, объектов, мыслей, понятий по определенным известным признакам;
расчленения на этой основе имеющегося множества на подмножества; выявления
отношений по заданному признаку, т. е. операции сравнения и объединения ряда
образов путем нахождения заданных признаков среди множества признаков,
приписываемых образу; операции выявления отношений по неполному сходству путем
объединения отношений по каким-либо внешним признакам (например, цвет), явным
или неявным.



Неявные
признаки в зависимости от иерархического уровня содержащего этот признак
понятия могут быть разных порядков. Так, если по явным признакам автомобиль и
телегу можно объединить в группу четырехколесных экипажей, то по неявным (не
содержащимся в предметных признаках) принципам первого порядка они объединяются
как средство передвижения, по неявному признаку более высокого порядка - это продукты человеческого труда. Обычно
используются статические характеристики, отношения типа «часть-целое», участие
в чем-то общем, например такие предметы, как еда (хлеб-арбуз), количественные
отношения типа «больше-меньше», отношения во времени - «день-ночь», причинные отношения типа «молния-гром» и др.



Другую
группу репродуктивных операций составляют классификации по заданному признаку
или признакам, а третью - сериация, т. е.
разделение множества на подмножества и расположение их в однонаправленный ряд
по какой-либо разновидности отношений, обычно количественных. При этом сериация
обычно осуществляется не по абсолютному значению признака, а по относительному.



Среди
репродуктивных операций можно выделить счетные и комплексные репродуктивные
операции, в которых осуществляются одновременно две или больше операций по
известным программам, хранящимся в памяти.



Репродуктивные
операции в подавляющем большинстве случаев используются для решения так
называемых формально-логических задач типа отрицания, конъюнкции и дизъюнкции.



Сюда
же относятся операции, основанные на знании физических законов.



Второй
тип операций - это продуктивные операции,
когда нет готовых алгоритмов решения, нет и заданных признаков. Таковы
комбинированные операции, где выявление отношений осуществляется не на основе
заданного признака, а посредством поиска, динамического узнавания, сравнения
образа, различных признаков в образах среды и переформирования на их основе
моделей-понятий и моделей-суждений. К этому же типу относятся операции поиска
аналогий, операции поиска ассоциативных связей, классификация по незаданному
признаку.



Основная
функция когнитивных продуктивных операций - формирование
понятий и суждений, преобразование их и осуществление умозаключений.



В
основе формирования понятий лежит динамическое выявление обобщающих связей
(признаков) среди признаков, обнаруженных у объектов, процессов, явлений, и
фиксация этих связей путем введения символа (слова), обозначающего объединенную
данным признаком группу. Так, например, ландшафт есть символ, включающий в
единую совокупность понятия «лес», «овраг», «холм», «поляна», «озеро» по
выбранному признаку объединения по месту.



Формирование
суждений есть поиск связей между объектами или представляющими их понятиями и
фиксация этой связи в знаковой форме (обычно в словесной).

загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.