В долгосрочной плане рыночная реформа, особенно структурная перестройка промышленности, в сочетании с соответствующими природоохранными мерами будет способствовать осуществлению контроля над большей частью выбросов, оказывающих вредное воздействие на здоровье людей и экономику данного региона. Это будет происходить по мере того, как для работников экономически неэффективных, загрязняющих окружающую среду производств, подлежащих закрытию, будут находиться альтернативные возможности трудоустройства, будет набирать темпы экономическая активность, а у сохранившихся производств появятся средства для капиталовложений в новые технологии.
В краткосрочной перспективе, однако, потребуются государственные капиталовложения, поскольку необходимо:
' ускорить процесс улучшения состояния
окружающей среды в условиях социальных и экономических ограничений (когда продолжают функционировать предприятия, являющиеся источниками сильного загрязнения окружающей среды, население не может быстро отреагировать на подорожание энергоносителей и с легкостью перейти с угля на более чистые источники энергии и т.д.); и
» начать решение экологических проблем, которые сохранятся и после перехода к рыночной экономике (например, таких, как выбросы в атмосферу от транспортных средств).
К инвестированию в охрану окружающей среды следует прибегать лишь в том случае, если должным образом предусмотрены следующие три категории расходов: текущие затраты на ремонт и эксплуатацию (особенно на муниципальном уровне), экономически выгодные затраты на охрану окружающей среды, которые могут позываться за счет прибыли, и затраты на развитие организационной инфраструктуры:
' Эксплуатация, содержание, ремонт и частичное восстановление существующих государственных структур в области охраны окружающей среды. Чрезвычайно важное значение имеют обеспечение чистой питьевой водой, сбор и уничтожение коммунальных отходов, четко функционирующая система общественного транспорта и контроль за хранением и уничтожением вредных токсичных и ядерных отходов. Это требует финансовых средств для покрытия текущих , расходов, однако, как правило, в краткосрочном плане новые крупные
В долгосрочной плане рыночная реформа, особенно структурная перестройка промышленности, в сочетании с соответствующими природоохранными мерами будет способствовать осуществлению контроля над большей частью выбросов, оказывающих вредное воздействие на здоровье людей и экономику данного региона. Это будет происходить по мере того, как для работников экономически неэффективных, загрязняющих окружающую среду производств, подлежащих закрытию, будут находиться альтернативные возможности трудоустройства, будет набирать темпы экономическая активность, а у сохранившихся производств появятся средства для капиталовложений в новые технологии.
В краткосрочной перспективе, однако, потребуются государственные капиталовложения, поскольку необходимо:
ускорить процесс улучшения состояния
- окружающей среды в условиях социальных и экономических ограничений (когда продолжают функционировать предприятия, являющиеся источниками сильного загрязнения окружающей среды, население не может быстро отреагировать на подорожание энергоносителей и с легкостью перейти с угля на более чистые источники энергии и т.д.); и
- начать решение экологических проблем, которые сохранятся и после перехода к рыночной экономике (например, таких, как выбросы в атмосферу от транспортных средств).
К инвестированию в охрану окружающей среды следует прибегать лишь в том случае, если должным образом предусмотрены следующие три категории расходов: текущие затраты на ремонт и эксплуатацию (особенно на муниципальном уровне), экономически выгодные затраты на охрану окружающей среды, которые могут за счет прибыли, и затраты на развитие организационной инфраструктуры:
- Эксплуатация, содержание, ремонт и частичное восстановление существующих государственных структур в области охраны окружающей среды. Чрезвычайно важное значение имеют обеспечение чистой питьевой водой, сбор и уничтожение коммунальных отходов, четко функционирующая система общественного транспорта и контроль за хранением и уничтожением вредных токсичных и ядерных отходов. Это требует финансовых средств для покрытия текущих , расходов, однако, как правило, в краткосрочном плане новые крупные инвестиции не требуются.
- "Беспроигрышные" инвестиции. Сюда можно отнести небольшие капиталовложения (часто менее 0,5 млн. долларов США) в сбережение энергетических и водных ресурсов (дозировка, снижение утечек), в развитие ресурсосберегающих и малоотходных технологий и, прежде всего, в обеспечение "хорошего ведения промышленного хозяйства", а также в усовершенствование небольших предприятий, которое позволит снизить потери, утечки и неэффективное использование материалов. Все эти капиталовложения могут считаться оправданными уже только по экономическим и финансовым причинам, но они также могут приносить серьезные выгоды в области охраны окружающей среды.
- Создание организационной инфраструктуры. Правительственные учреждения различного уровня должны продолжать создание солидной финансовой н налоговой основы, чтобы обеспечить наличие финансовых средств для покрытия текущих расходов; управляющим промышленных предприятий следует повышать свою квалификацию в области управления; необходимо также создать органы, которые могли бы в будущем принимать обоснованные решения, например, о капиталовложениях в развитие структур речного бассейна. Необходимо также продолжать усилия по продвижению экологической тематики в школьном образовании и поддержке программ повышения квалификации рабочих.