Ликвидировать централизованное планирование оказалось гораздо проще, чем научиться определять, подготавливать, оценивать и проводить политику в рамках децентрализованной, но обоснованной системы. В сознании чиновников из стран Центральной и Восточной Европы практика централизованного контроля за распределением ресурсов укоренилась настолько прочно, что министерства продолжают разрабатывать инвестиционные программы в надежде получить финансовую поддержку со стороны Запада. В некоторых случаях западные доноры продолжают оказывать поддержку и тем самым укрепляют былые традиции. В настоящее время страны ЦВЕ обнаруживают, что после нескольких лет "исследований" финансовое обеспечение конкретных проектов оказалось гораздо ниже ожидаемого уровня. Это порождает рост скептицизма в отношении ценности таких исследований как в странах донорах, так и в странах ЦВЕ.
Частью проблемы является отсутствие понимания у доноров, каким образом централизованное планирование влияет на сегодняшнюю практику, а власти стран Центральной и Восточной Европы испытывают трудности в постижении тайн западного финансирования и комплектации проектов. Текст Вставки 4.3 дает краткую характеристику инвестиционного цикла в условиях централизованного планирования. Она свидетельствует о том, что решения о распределении ресурсов были субъективными и политически мотивированными и мало ориентировались на эффективность и качество.
Из-за подхода по принципу "растяжимого бюджета" в сочетании с нехваткой оборудования и материалов системы инвестирования характеризовалась следующими чертами: (а) легкий доступ к финансам; (б) сокращенный цикл проектирования (стоимость исследований составляла менее 5% от стоимости проекта); и (в) медленное осуществление. Задержки в выполнении часто приводили к ситуации, когда недостроенные объекты вводились в строй незавершенными. Последующие недостатки в эксплуатации и материально- техническом обслуживании приводили к выдвижению предложений об осуществлении новых капиталовложений как единственного метода решения накопившихся проблем. Часто было легче запустить новый цикл капиталовложений, чем улучшить работу того, что уже существует.
проводить политику в рамках децентрализованной, но обоснованной системы. В сознании чиновников из стран Центральной и Восточной Европы практика централизованного контроля за распределением ресурсов укоренилась настолько прочно, что министерства продолжают разрабатывать инвестиционные программы в надежде получить финансовую поддержку со стороны Запада. В некоторых случаях западные доноры продолжают оказывать поддержку и тем самым укрепляют былые традиции. В настоящее время страны ЦВЕ обнаруживают, что после нескольких лет "исследований" финансовое обеспечение конкретных проектов оказалось гораздо ниже ожидаемого уровня. Это порождает рост скептицизма в отношении ценности таких исследований как в странах донорах, так и в странах ЦВЕ.Частью проблемы является отсутствие понимания у доноров, каким образом централизованное планирование влияет на сегодняшнюю практику, а власти стран Центральной и Восточной Европы испытывают трудности в постижении тайн западного финансирования и комплектации проектов. Текст Вставки 4.3 дает краткую характеристику инвестиционного цикла в условиях централизованного планирования. Она свидетельствует о том, что решения о распределении ресурсов были субъективными и политически мотивированными и мало ориентировались на эффективность и качество.
Из-за подхода по принципу "растяжимого бюджета" в сочетании с нехваткой оборудования и материалов системы инвестирования характеризовалась следующими чертами: (а) легкий доступ к финансам; (б) сокращенный цикл проектирования (стоимость исследований составляла менее 5% от стоимости проекта); и (в) медленное осуществление. Задержки в выполнении часто приводили к ситуации, когда недостроенные объекты вводились в строй незавершенными. Последующие недостатки в эксплуатации и материально- техническом обслуживании приводили к выдвижению предложений об осуществлении новых капиталовложений как единственного метода решения накопившихся проблем. Часто было легче запустить новый цикл капиталовложений, чем улучшить работу того, что уже существует.