Экологический портал

Это интересно!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 17
Всех: 18
Именниников сегодня нет

Взаимодействие растений при совместном произрастании

 Экологические статьи  26-02-2013, 08:00  BlogDix
Участки, которые занимают культурные растения, представляют собой не что иное, как совместное произрастание растений одного вида (монокультура) и нескольких (смешанные культуры). Выращивание пшеницы, гречихи, ржи, ячменя представляет собой монокультуры. Среди смешанных культур можно выделить совместные посевы ячменя и гороха, а -также смешанные посадки древесных растений.

Естественно, совместное произрастание одинаковых и разнообразных растений не может происходить без их взаимного влияния друг на друга — аллелопатии. Аллелопатия играет важную роль во взаимодействии растений в биоценозах. Данное явление хорошо прослеживается на примере создания смешанных древесных культур в лесном хозяйстве. Так, наблюдения за развитием смешанных с дубом культур показали, что включение в его посадки липы и ясеня благоприятно сказывается на развитии и формировании основной культуры — дуба.

Какими же путями происходит влияние одного растения на другое? Взаимное влияние растений различных видов, а также высших растений и микроорганизмов осуществляется через выделяемые в окружающую среду продукты метаболизма. Рассматривая растение как целостный организм, можно выделить наземные и подземные пути влияния. Как известно, листья растения способны выделять фитонциды — летучие органические вещества, призванные защищать растение от неблагоприятных факторов среды. Эти же выделения могут служить для других растений или стимуляторами развития, или, наоборот, ингибиторами, подавляющими ростовые процессы.

Во время выпадения осадков в почву могут смываться продукты жизнедеятельности растений, влияющие на другие растения таким же образом. Сюда следует отнести и опадение листьев, попадание остатков стеблей, которые при распаде в почве могут изменять ее кислотность, смещая рН в ту или иную сторону. Все это необходимо учитывать при разработке севооборотов, чтобы у последующей культуры не возникло неблагоприятных для произрастания условий.

В некоторых случаях разложение остатков предшествующей культуры благоприятно сказывается на развитии последующей. Так, выращивание растений с азотфиксирующими бактериями на корнях обогащает почву азотом, необходимым для развития других культур. Немаловажным фактором аллелопатического взаимодействия может служить выделение корнями различных продуктов метаболизма.

Совместное произрастание различных растений и их взаимодействие на корневом уровне может выражаться в изменении баланса минеральных элементов, когда включается конкурентная борьба растений за элементы питания. Сюда входит и изменение ионного состава почвенного раствора вследствие поглощения одних анионов или катионов. Такое положение может привести к заболеванию растений, недостаточно обеспеченных тем или иным элементом минерального питания. Свой вклад в формирование корнеобитаемого слоя вносят и различные микроорганизмы, выделяя в почву микробиологические продукты жизнедеятельности.

Таким образом, выявляются три яруса воздействия растений друг на друга: воздушное — газообразными продуктами, напочвенное — продуктами смыва и распада органических остатков и внут-рипочвенное, выражающееся в изменении почвенного раствора. Все приведенные способы взаимодействия и взаимовлияния выражаются либо в стимуляции, либо в ингибировании развития растений.

Сельскохозяйственные культуры — это в основном однолетние растения, проходящие жизненный цикл за один вегетационный период. Однако для формирования здорового растения необходим строительный материал — элементы минерального и водно-воздушного питания. Для нормального функционирования растению необходимо вовлекать в свой жизненный цикл все новые и новые вещества. Поставщиком минеральных веществ ему служит почва, т. е. растение выносит питательные элементы. Многообразие сельскохозяйственных культур дает возможность проследить различную степень извлечения ими из почвы минеральных элементов. соединений азота, фосфора, калия в зернах яровой пшеницы составляет соответственно 37, 13 и 23 кг/т продукции, для капусты эти показатели ниже — соответственно 3,3, 1,3 и 4,4 кг/т . Если проследить вынос азота различными культурами, то можно отметить, что он неодинаков и может колебаться в широких пределах: от 1,7 кг/т у огурцов до 106 — для семян льна-долгунца.
Зная сколько и каких элементов минерального питания уносится растением из почвы, мы можем рассчитать вынос любого элемента питания любой культурой. Для этого необходимо лишь знать еще и урожайность данных культур. Допустим, урожайность озимой пшеницы Мироновская 808 составляет 30 ц/га, тогда вынос азота наземными частями составляет 111 кг/т, фосфора — 39, калия — 69. Однако при повышении урожайности нарушается прямая связь количества растительной массы с выносом питательных элементов: наблюдается некоторое снижение выноса азота, хотя и сохраняется общая тенденция — высокий урожай — большой вынос.
загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.