Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 2
Baidu Spider, Yandex
Гостей: 20
Всех: 22
Именниников сегодня нет

Нефтяное топливо и экологические проблемы

 Экологические статьи » Экологическая защита и охрана окружающей среды  18-03-2011, 09:59  Author: BlogDix
Как было указано выше, доля нефти в энергобалансе электростанций уменьшается. Ускорение научно-технического прогресса ставит задачу не «топить ассигнациями», а использовать нефть главным образом для производства необходимых химических продуктов и как моторное топливо для ТЭС. Сжигать не нефтепродукты (мазут) в котельных, а суспензию размельченного угля.
При сжигании жидких видов топлива (мазуты) с дымовыми газами в атмосферный воздух поступают сернистый и серный ангидриды, окиси азота, газообразные и твердые продукты неполного сгорания топлива, соединения ванадия, солей натрия.
Нефть была известна человеку еще в глубокой древности. В трудах Геродота, Плутарха, Плиния Старшего приводятся сведения об источниках нефти и ее использовании как в качестве топлива и для освещения, так и для изготовления лекарств и в военном деле. Первоначально в светильниках сжигали натуральную нефть, причем предпочитали ее светлые виды, которые давали меньше копоти. Поскольку такая нефть встречалась довольно редко, то родилась идея ее перерабатывать (история умалчивает имя великого изобретателя) для получения осветительного масла. Уже в конце XVII — начале XVIII вв. его возили в бочках в Москву, Петербург и другие города.
Для перегонки первоначально использовали железный куб, помещенный в кирпичную печь. От куба шла трубка, проходившая через чан с водой. При нагревании куба летучая часть нефти испарялась, охлаждалась в чане и сконденсировавшаяся жидкость собиралась в деревянном ведре. Выход этой жидкости не превышал 40%. Наиболее легкокипящие фракции нефти (бензины) в основном терялись из-за недостаточного охлаждения.
Изобретение керосиновой лампы, с которой не мог конкурировать ни один из существовавших источников света, вызвало резкое увеличение добычи и переработки нефти.
В Баку первый нефтеперерабатывающий завод появился в 1837 г., а в 1874 г. число таких заводов уя^е достигало 123. Они производили 5 млн пудов керосина в год.
С появлением различных машин и механизмов возникла необходимость и в соответствующих смазочных материалах. Основу их промышленного производства в России заложил Д. И. Менделеев. После отгонки из нефти светлых фракций оставшийся мазут обрабатывали перегретым до 300° С водяным паром, который уносил масла через холодильник в приемник, где вода отделялась от масла.
Таким образом, основными продуктами, получаемыми из нефти в конце прошлого столетия, были керосин и смазочные материалы. По мере увеличения их производства совершенствовалась и технология нефтепереработки. На смену перегонным кубам пришли кубовые батареи, что позволило сделать процесс перегонки непрерывным. Нефть поступала в первый куб, где из нее отгонялись наиболее летучие компоненты, затем попадала во второй, где отгонялась более высококипящая фракция и т. д. Из последнего куба вытекал мазут, который либо направлялся на производство смазочных масел, либо использовался как топливо.
Бензин считался в то время бесполезным и даже вредным (из-за взрывоопасное) продуктом. Ему не находили достойного применения, а потому — попросту уничтожали.
Изобретение двигателя внутреннего сгорания и развивающееся гигантскими темпами автомобилестроение произвели революцию в нефтепереработке. Бензин тут же превратился из «золушки» в «принцессу». Чтобы резко повысить его производство, значительно усовершенствовалась нефтеперегонная технология и аппаратура. Так появилась тарельчатая ректификационная колонна, созданная В. Г. Шуховым.
Потребность в бензине возрастала, а между тем в нефти его содержание в большинстве случаев не превышает 15%.
Поэтому, если нефтепереработку ориентировать исключительно на бензин, то в избытке будут оставаться керосин, газойль, масла и другие нефтепродукты.
Выход из затруднительного положения был найден: во многих странах стали применять крекинг-процессы, т. е. получение бензина путем расщепления при повышенных температурах (450° С) керосиновых и более тяжелых фракций. В Советского Союзе первые крекинг-установки появились в Баку в 1927 г. В дальнейшем эта технология была значительно усовершенствована. Стали применяться и другие способы, дающие возможность получать все более высококачественные бензины. Дело в том, что бенл зин прямой перегонки имеет низкое октановое число (40—50). Чтобы его повысить (до 90 и выше), применяются каталитический риформинг и алкирование.
Современные нефтеперерабатывающие заводы — сложные творения инженерного искусства. Здесь производят всевозможные топлива, смазочные материалы, сырье для нефтехимии, парафины, вазелины, сажу, серу, нефтяные битумы и т. д. Но вся ли нефть идет в дело? К сожалению, всего 50—60%. Остатки по-прежнему сжигаются на ТЭЦ, в котельных, в печах технологических установок.
Долгие годы нефть, обладающая огромными преимуществами перед другими источниками энергии, применялась почти исключительно в качестве топлива. Именно то, что энергетические характеристики у нее лучше и что она куда меньше загрязняет атмосферу по сравнению, скажем, с углем, открыло нефти зеленую улицу.

загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.