Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 14
Всех: 15
Именниников сегодня нет

Отношение к природе как социокультурная проблема

 Экологические статьи » Экология и общество  29-10-2010, 21:35  Author: SerG1k
Нами предлагается пять критериев (вопросов) социокультурной диагностики (см. табл. 1). Заметим, что эти вопросы являются вечными и «проклятыми»: на них не удается (невозможно) ответить однозначно. Каждый ответ является социальной реальностью, социальным миром, в котором социокультурные ценности составляют систему, имеющую свое теоретическое обоснование, свою политическую доктрину и социальную модель, теорию. Системы социокультурных ценностей, образованных «проклятыми» вопросами (точнее, доминирующими ответами на них), детерминируют, как и особенное отношение к Природе и, следовательно, особенное восприятие проблемы социоэкосистемного развития.
Социокультурная проблема каждого «проклятого» вопроса — это социальный феномен, состоящий из двух взаимоисключающих друг друга социальных миров. Эти миры объясняются противостоящими друг другу (более того, антагонистическими) социальными теориями и политическими доктринами. В каждый момент времени один из миров этой системы доминирует (имеет массовое распространение в обществе), в то время как другой находится в подавленном состоянии. Назовем такой феномен (пару социальных миров одной проблемы) социокультурной доминантой (СКД). Социокультурные доминанты обладают следующими свойствами:

• экспансивны, т.е., проявившись в некотором социокультурном пласте (литературе, драматургии, науке), они распространяются на другие пласты (например, в политику, экологию, религию);

• вечны, т.е., появившись однажды, они не исчезают никогда;

• непримиримы, т.е. их отображения в теориях социального мира каждой составляющей пары СКД претендуют на абсолютную истину, сторонники которой являются уже политическими актерами и обвиняют своих противников в ереси, стремясь к полному искоренению «вредного и неправильного учения»;

• периодичны, т.е. в любом обществе и в любой момент времени доминируют идеи и ценности одного социокультурного мира, в то время как идеи и ценности противоположного мира находятся в рецессивном состоянии, определяя мировоззрение социального меньшинства. Однако существует вероятность смены доминант. Это свойство означает, что история обществ — это история социокультурных перемен, обретения одних ценностей, утрата других и вновь возвращение старых «Идеи рождаются как ереси, а гибнут как заблуждения», — с грустью писал Г.Гегель;

• диссипативны, т.е. смена СКД происходит через хаос, через социальную дезорганизацию, через бифуркацию;

• неоднородны, т.е. в разных социальных общностях ценности различных сторон СКД распространены с разной степенью.

Отношение к природе как социокультурная проблема
загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.