Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 7
Всех: 8
Именниников сегодня нет
Остановимся на теоретических (политологических) и практических (собственно политических) факторах, способствовавших возникновению биополитики. Что касается политологии, то она с начала 60-х годов XX века стала, правда только в лице некоторых ее представителей, ориентироваться на доктрину «натурализма», которая подчеркивает значение законов, управляющих природой человека, в политике. Важным событием в политологии было также возникновение системного подхода к политике, сформулированного Д. Истоном, Алмондом и другими политологами.
Биополитика возникла не на пустом месте; к ее рождению подготовились как биология, так и политология. Что касается биологии, то наибольшее значение для зарождения и развития биополитики имели исследования в следующих областях:

а) этологии (науки о поведении живых существ). Данные о поведении животных были применены, иногда недостаточно обоснованно, к человеческому поведению, тем самым изменив наш взгляд на самих себя.
Итак, биополитика представляет собой своего рода «кентавра» - с биологическим туловищем и политической головой. На базе биологических данных и концепций и, в особенности, исследований биосоциальных систем на разных уровнях эволюции она стремится подойти к анализу проблем политики. Это направление исторически родилось в недрах американской политологии - науки об управлении государством в самом широком смысле, т.е. науки о политической системе общества.
XXI век обещает быть «веком биологии». Биология все в большей мере приобретает статус не только естественнонаучной, но и социогуманитарной дисциплины. Биологические знания оказываются ныне «востребованными» при решении проблем таких различных областей, как этика, лингвистика, эстетика, история; биология вносит немаловажную лепту в разработку концепций экономического и культурного развития России и мира в целом, а также в реформирование системы образования в свете требований складывающегося на наших глазах постиндустриального общества.
Включенность проблематики экосистем и биоразнообразия в контекст социальных отношений не просто приводит к рассмотрению с социальных позиций этой исходно сугубо академической естественнонаучной проблемы, расширяется само ее содержание. Она касается уже не только генетического и видового разнообразия биологических существ в экосистемах, но включает в экосистемы и разнообразие культур, и разнообразие материальных продуктов цивилизации. Получается, что проблема экосистем уже не является проблемой только собственно живого (естественного) мира и среды его обитания. Она дополняется социальными компонентами антропогенного (искусственного мира) и порождающей его среды (цивилизаций). Мир современной цивилизации уже есть социоэкосистема, обреченная на сопряженную эволюцию или гибель.
Общественное мнение позитивно существует только тогда, когда оно оказывает влияние на органы государственной власти. Очевидно, что реакция властей, заинтересованных во включении общественного мнения в механизмы принятия государственных решений (что возможно только в демократических обществах), будет двоякой:

• или в сторону усиления позитивного для власти социального движения, мнения, образа, мифа;

• или в сторону ослабления (противодействия) негативного для власти мнения.
Религиозное сознание свойственно было в 1993 г. 26% взрослого населения России, но в то же время на вопрос о религиозности 46% населения страны ответили положительно. Пантеистическое мировоззрение разделяли 55% взрослых жителей страны (динамика развития религиозности приведена в табл. 1).
По мнению сотрудников ВЦИОМ (Докторов Б., Сафронов В.), в общественном сознании российских обывателей отчетливо просматриваются три типа отношений к природе, являющихся системными, мировоззренческими позициями. Впервые этот факт был обнаружен в исследовании 1993 году.
Какое из следующих суждений в наибольшей степени соответствует Вашему мнению?
На рис. 1 приведена модель (социальная технология) социоэкологического взаимодействия. Актерами взаимодействия являются природа и общество. Взаимодействие предполагает обмен. На рисунке показаны два канала обмена.
Социальная диагностика состоит в измерениях распространенности в обществе (в целом и в различных социальных общностях, регионах, профессиональных группах) ценностей той или иной СКД. Естественно, мы будем фиксировать «смесь» ценностей, принадлежащих к разным СКД. Теоретически, очевидно, возможно 32 таких социокультурных сочетания, социокультурных типа общества (25=32).