Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 16
Всех: 17
Именниников сегодня нет

Проект здания на 54 миллиона жителей

 Экологические статьи » Основы общей экологии  12-01-2011, 10:18  Author: BlogDix
За исторический период человек уничтожил и превратил в неплодородные 2 млрд. га земли. Другими словами, с поверхности планеты (главным образом за последнее столетие) исчез целый плодородный континент, на котором легко можно было разместить все современные пахотные земли. Кроме эрозии главными «недругами» пашен и выгонов стали города, отнимающие миллионы гектаров площадей в год. Кроме того, промышленные предприятия мира выбрасывают в год до 33—35 млн. куб. м отработанной воды, 250—280 млн. т пыли и 75—78 млн. т газов.
Мы еще не в состоянии реально освоить те 60% суши (30% вовлечены человеком в производство), которые занимают горы, пустыни, тундра, болота и леса, а оставшиеся 10% использовать в настоящее время вообще нерентабельно.
Бытует мнение, что одним из результатов изменения современного облика сельского хозяйства станет высвобождение огромных земельных комплексов. Значительная часть земли будет возвращена природе, ведь людям природа нужна не только как средство производства, но и как источник удовлетворения их духовных потребностей.
Люди не осознают, какой ущерб они наносят живой природе планеты, когда прокладывают автомагистрали, отводят территории под автостоянки и т. д. Уничтожение только 2,3 кв. м зеленой площади означает, что один человек на земном шаре лишается воздуха.
Земля ждет «хирургического» вмешательства, которое возвратит здоровье пустыням, жарким странам, районам вечной мерзлоты, болотам, неприступным горам. Нас ждут искусственные преобразования климата и облика нашей планеты. Разрабатываемые проекты охватывают не только горные системы и недра земли, океаны, атмосферу, но и ближайшее космическое пространство. Эти идеи исходят не от фантастов, а от ученых, конструкторов, инженеров. Но многие из этих идей можно будет реализовать только в конце нашего столетия или в первых десятилетиях пека грядущего 20.
Сегодня существуют сотни и даже тысячи таких проектов. Их, по мнению известного ученого И. Бестужева-Лады, можно объединить в 11 групп: строительство новых транспортных магистралей всех типов, каналов, плотин, искусственных озер, реконструкция суши, моря, прибрежной части океана, преобразование целых континентов, Мирового океана, глобальная реконструкция поверхности Земли и геокосмические проекты. Легко заметить, что первые три группы проектов уже перешли из области научной фантастики в инженерные разработки. Следующие четыре группы находятся в фазе такого преобразования, и только последние четыре группы относятся еще к области фантастики.
Не существует ни одного глобального проекта, в котором не рассматривалась бы проблема городов и архитектуры в целом. Настораживает факт, что из 149 млн. кв. км суши нашей планеты только 29 млн. кв. км могут быть пригодны с современной точки зрения.для строительства городов. С удвоением числа жителей планеты, которое наступит примерно в 2020 году или несколько раньше, на 20% увеличатся площади, занятые городами, сетью железнодорожных магистралей, автомагистралями и дорогами различного типа.
В начале XX века в городах проживала 1/4 - 1/3 всего населения Земли. Сейчас городские жители в отдельных странах составляют 1/2 - 3/4 и даже 4/5, всего населения; в США и Японии — около 80%, в Великобритании — около 85% п- Растет число жителей в крупных городах, насчитывающих свыше 100 и 500 тыс. жителей. Около 4 тыс. лет до и. э. самые крупные города — Вавилон и Мемфис — насчитывали несколько сот тысяч жителей (хотя приблизительное число жителей на планете было всего около 50 млн. человек). В начале нашего века в таких городах, как Рим и Константинополь, по оценкам историков, проживало около 1 млн. жителей. Сейчас же в отдельных сверхкрупных городах живет до 8—14 млн. (Токио, Нью-Йорк, Лондон, Москва, Шанхай, Париж, Сан-Пауло, Мехико и др.). Как считают многие ученые, крупные мировые центры могут иметь к 2000 году по 20— 30 млн. жителей.
Эти показатели производят сильное впечатление, но сами по себе не отражают качественных сторон проблем урбанизации. Наряду с ростом численности населения города еще более быстрыми темпами «расширяют» свою территорию. Формируются городские «галактики», а именно мегалополисы. Город все в большей мере начинает заселяться не только людьми, но и средствами транспорта. В прошлом столетии число городских перевозных средств, по ориентировочным данным, не превышало 20—30 на 1000 жителей, а сейчас число автомобилей в самых «моторизованных городах» доходит до 400—500 на 1000 жителей. К этому следует добавить общественный транспорт — трамваи, троллейбусы, автобусы, метро. Значительно возросло число производственных и энергетических мощностей и оборудования, инженерных объектов, электрических, телефонных, телеграфных и других линий связи. Управление их развитием, планирование и строительство— необычайно сложная проблема. Сегодняшний город — это огромная коммунальная, производственная и социальная система.
Как сохранить города центрами культурной, политической и духовной жизни, «двигателями» глобального прогресса, как сохранить их традиционные эстетические ценности, которые так необходимы современному человеку для духовного развития? Это очень сложная и трудная задача.
Ошеломляет диапазон современных архитектурных поисков при строительстве городов будущего. Чего здесь только нет! Города-здания, огромные постройки в форме воронок, кубов, опрокинутых пирамид, сложные территориальные скелеты городов на поверхности земли и под землей, громадные города-мосты, уходящие далеко в море... В этом смешанном калейдоскопе, выявляющем черты городов будущего, обращают на себя внимание проекты, рассчитанные на города с громадной плотностью населения, несравненно большей, чем в современных городах (до 6000 человек на 1 га площади). Эти идеи возникли в среде социологов, считавших, что в ближайшей перспективе людям грозит опасность нехватки «жизненного пространства». Однако научные прогнозы развенчивают такую точку зрения. Французский ученый Мишель Рагон считает перенаселенность понятием относительным. Он приводит ряд удачных примеров преобразования традиционного городского пейзажа. Однако Рагон озабочен направлением урбанизации, связанным с дальнейшим строительством в городах индивидуальных домов и расширением площади застройки. По словам Рагона, это может иметь катастрофические последствия, но многие известные архитекторы в вопросах строительства небольших индивидуальных зданий придерживаются противоположной точки зрения. Против неразумного использования земли, против расширения городов, против «поверхностной» урбанистики и архитектуры выступают многие архитекторы. Их проекты предусматривают наиболее полное использование возможностей новейшей строительной техники и материалов. С помощью технических методов будет решаться и проблема конструкции «скелета» зданий ввиду удлинения срока их эксплуатации.
Градостроители обеспокоены возможностью стихийной урбанизации, которая приводит к обезличиванию городских и сельских территорий. Такова, например, идея греческого архитектора К. Доксиядиса, который пропагандирует строительство в будущем мирового города — ойкумепополиса. Ведь если бы такие тенденции стали преобладать, то наша планета превратилась бы однажды в город-каракатицу.
Идея лауреата Ленинской премии в области архитектуры М. Дрязгова занимательна, но в то же время она ужасает. Автор создал теоретический проект города-здания, в котором в исключительно комфортных условиях могут жить 54 млн. человек, т. е. практически население в 2,5 раза большее, чем в современной Югославии.
Такой город-здание займет территорию современной Москвы. Строение имело бы вид ступенчатого усеченного конуса высотой 500 м с поперечником основания 34 км. Поперечник верхней части здания составит 31 км, внутренний объем здания был бы равен 1254 куб. км. Площадь балконов равнялась бы высоте квартиры — 4 м2. Если разбить внутренний объем здания на 50 этажей (при высоте этажа 10 м), то получим 4 млн. га внутренней площади, что в 2 раза больше площади обрабатываемых земель, например, в собственно Сербии в 1978 году.
Следовательно, сам город-здание занял бы площадь 908 кв. км, которую можно было бы искусственно увеличить еще в 45 раз. На вновь созданных площадях можно разместить сады и огороды, каналы и искусственные озера, промышленные предприятия (естественно, что промышленность и транспорт были бы полностью электрифицированы и автоматизированы), была бы решена в целом проблема очистки промышленных и других сточных вод. Если внутренняя оснастка здания будет в виде спирали, тогда снизу вверх будет поступать воздух и проветривать все помещения внутри здания. Мощные насосы подавали бы на крышу здания воду, которая по распределителю в виде спирали спускалась бы вниз, как река в горном ущелье.
Общее количество воды в «центральной реке» и ее «расход» будут больше, чем в Дунае, к тому же на «рукавах центральной реки» можно будет строить дешевые электростанции. Для таких ГЭС не потребуется строить ни водохранилищ, ни специальных плотин, так как сама конструкция здания предусматривает большой перепад воды.
Здание-город имело бы «внешнюю», жилую часть, которая по необходимости могла бы быть расширена или сокращена, и внутреннюю, производственную-часть, покрытую специальной мембраной.
Размещая кварталы только на боковых сторонах зданий, освещаемых дневным естественным светом, Дрязгов получил 540 млн. кв. м жилой площади. Исходя из нормы 10 кв. м на одного человека, в таком здании сможет жить 54 млн. человек. Поскольку жилая площадь на человека в перспективе повысится до 20 кв. м, то и количество людей, живущих в таком здании, снизится до 27 млн. человек. Если же высоту таких зданий увеличить до 3 км, что вполне допустимо, как считает Дрязгов, тогда на той же самой территории можно разместить около 108 млн. человек.
На каждого жителя здания приходилось бы по 3—4 кв. м балкона-сада, по 14 кв. м зеленых насаждений на крыше здания и 750 кв. м полей, лесов, огородов, размещенных на 50 производственных этажах.
Даже при современных агротехнических методах на искусственных площадях пятидесятиэтажного здания можно собирать по три-четыре урожая в год, т. е. по 4 млрд. пудов зерна (1 пуд =  16,38 кг). На одного человека будет приходиться по 75 пудов, что в 3—4 раза превосходит годовые потребности человека. С совершенствованием агротехники эти высокие показатели еще в несколько раз возрастут. На корм скоту и в качестве промышленного сырья будет потребляться до 5/6 объема урожая, собранного с искусственных полей. Природа, окружающая здание-город, потеряет свое утилитарное значение, она превратится в место отдыха и эстетических наслаждений.
Концентрируя в городской черте все то, что необходимо для жизни и труда многомиллионного коллектива людей, здание-город избавит человечество от необходимости жить в условиях различных географических районов земного шара и создаст предпосылки для равномерного размещения населенных пунктов по всем материкам. Конечно, такие проекты следует рассматривать как пример возможностей архитектуры и урбанистики, а не как некую будущую реальность.



загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.