Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 17
Всех: 18
Именниников сегодня нет

Судьба городов и мегаполисов в предстоящем столетии

 Экологические статьи » Основы общей экологии  12-01-2011, 10:28  Author: BlogDix
Человек постоянно мечтает о лучшем будущем. С древних времен он или стихийно, или сознательно преобразовывал и совершенствовал облик населенных пунктов. 4—6 тыс. лет назад уже существовали древнейшие города Ур и Аккад в Месопотамии, Фивы в Египте, Тир и Сидон в Финикии, Микены в Греции, Хорезм и Бактрия в Средней Азии, древние города в Закавказье, Индии и Китае. Конечно, многие города разорялись, буквально сравнивались с землей, страдали от наводнений и землетрясений. Иногда некоторые из них возрождались, но известны ii многочисленные случаи, когда от прошлого их величия и блеска оставалась только легенда.
Нисколько не удивляет огромная жизнеспособность городов, ведь в них аккумулированы материальные ценности, которые часто просто нельзя оценить,— дома, общественные здания, театры, стадионы, дороги, мосты, трубопроводы и парки. Город в конечном счете отражает классовый характер общества, его противоречия, пороки и контрасты. Он объединяет друзей и смертельных врагов. Город, как правило, значительно старше живущих в нем людей.
Города являются центрами политической и культурной жизни. Они возникли во времена рабовладения, развивались при феодализме и капитализме и, конечно, будут в коммунистичеком обществе.
Процесс концентрации населения в городах проходит значительно быстрее роста общей численности населения. По данным ООН, городское население в мире ежегодно увеличивается на 4 % в год. В США сейчас живет 230,5 млн. человек, а сельским хозяйством занимается только 4% населения. Из 57 млн. человек в Великобритании зарегистрировано только около 1 млн. занятых в сельском хозяйстве. В японских городах живет около 80% населения этой страны. Тенденция к увеличению городов наблюдается во всех странах мира, включая и Югославию, где темпы роста городского населения выше среднемировых.
За XIX век число городов Европы с населением свыше 100 тыс. жителей возросло с 20 до 150. В начале XX века насчитывалосъ 11 городов-миллионеров, из которых 6 находились в Европе. В 1950 году в мире было 80 городов-миллионеров (из них 30 — в Европе), сегодня их уже свыше 320. До 1990 года число городов с миллионным населением достигнет 400 (из них 50 будет находиться в Европе) 22.
В начале XX века на территории современной Югославии не было ни одного города с численностью населения свыше 100 тыс. жителей. Сейчас в Белграде с пригородами проживает 1,4 млн. жителей. Вероятно, скоро и Загреб вступит в «клуб городов-миллионеров». В настоящий момент в СФРЮ насчитывается 18 городов с населением свыше 100 тыс., а в конце 90-х годов число «стотысячников» увеличится до 30.
Некогда города в плане имели округлую конфигурацию и пригороды обручем охватывали их, сегодня же они в основном расширяются вдоль транспортных магистралей или вокруг строящихся промышленных объектов. Так рождаются агломерации. Крупные города, которые поглощают или присоединяют к себе более мелкие, имеют различные названия, но самыми распространенными стали города-галактики, или мегалопо-лисы.
Какова же судьба городов в предстоящем столетии? Неужели мегалополисы являются основным направлением развития цивилизации? В наши дни идет процесс формирования шести громадных мегалополисов, а через 20 лет их будет не меньше десяти. В шестерку входят урбанизованные зоны США Босваш (от Бостона до Вашингтона), Чипитс (от Чикаго до Питсбурга), Сан-Сан (от Сан-Франциско до — Сан-Диего).
Босваш протягивается на несколько сот километров вдоль западного побережья Атлантики, объединяя многомиллионные города Бостон, Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор и Вашингтон. Вместе с множеством небольших городов они образуют непрерывную полосу, сотканную из жилых зданий, промышленных предприятий, различных общественных объектов. Американские социологи прогнозируют, что к 2000 году в Босваше будет жить 80 млн. человек (из них только в Нью-Йорке — 27 млн.), в Чипитсе — 40 млн., а в Сан-Сане — 20 млн. человек. Другими словами, в трех мегалополисах будет жить около 150 млн. человек, или больше половины населения США.
В Азии также формируются мегалополисы: в Японии — район Токио — Иокогама (до конца XX века сосредоточит 60 млн. человек), в Индии — район Большой Калькутты, включающий в себя все окрестные населенные пункты. По прогнозам, в первом десятилетии XXI века здесь будет жить 45 млн. человек, что будет соответствовать половине населения ФРГ, Голландии и Бельгии, вместе взятых, на указанный период.
Появление мегалополисов означает стихийную реконструкцию больших районов Земли. При этом страдают воздушный и водный бассейны, зеленые массивы, нарушаются транспортные связи, что приводит к дискомфорту во всех отношениях. Многие города расширяются так, что не могут уже разместиться на суше и начинают «сползать» в море. Острый недостаток территории, например, вынуждает городские власти Нью-Йорка принять решение о строительстве города в акватории Ист-Ривера. Подготовлен проект о создании искусственного полуострова и строительстве там 48 жилых зданий, 4 небоскребов, одного из центров ООН, театра, торгового центра. В Токио создается новый жилой комплекс на искусственном острове. Гели не остановить современные тенденции расширения городов, то через 50 лет численность городов будет составлять от 100 до 150 млн. жителей. Что же останется в такой фантастически крупной агломерации от чистого воздуха? Как нужно в пей организовать транспорт? Как должно выглядеть комфортное жилище? Где и как люди будут отдыхать на природе? Эти п многие другие аналогичные вопросы стоят сегодня перед архитекторами и социологами. От продуманных действий нашего поколения зависит будущая урбанизация мира.
Вид и устройство городов будущего не являются бесцельным развлечением для архитекторов. Они стремятся представить себе завтрашний день, ведь здания и города, которые воздвигаются сегодня, останутся потомкам. Как они им будут служить, как будут соответствовать потребностям будущих поколений, зависит от наших способностей и предвидений. Чтобы не нарушилась связь времен в мире архитектуры, городам не нужно искать абстрактного «местожительства», которое не было бы связано с сегодняшним днем. В них необходимо поддерживать только то новое, что является предвестником будущего.
Перед архитекторами стоит задача выбора пути для сохранения и дальнейшего развития традиционных эстетических, архитектурных и урбанистических ценностей, так необходимых человеку. Это очень трудная задача.
«В начальный период промышленной революции архитектура была художником,— пишет Мишель Рагон в журнале «Science et ,ivenir».— Она создавала уникальные здания для царей и королей, для князей и для церкви, воздвигала дворцы и парки. В то время проблемы жилья архитектура не решала. Это была забота горожан...»
Раньше методы строительства и архитектурные стили менялись постепенно. Но уже в век промышленной революции возникла острая потребность в решении жилищной проблемы. 11 здесь архитекторы оказались в хвосте генеральной линии строительства.
Архитектор был вынужден строить большое число квартир. Он фактически становился все меньше архитектором, реализа-nipoM «привлекательных идей», но в то же время он не стал и инженером. Архитектор сидел как бы между двух стульев. Как сказал Мишель Рагон, сейчас мы свидетели становления промышленной архитектуры, процветающей в век научно-технической революции. Поэтому мы строим быстро, но недолговечно. Сегодня внешний облик городов меняется гораздо быстрее и динамичнее. Он характеризуется многими архитектурными наслоениями, соединением урбанистических элементов разных времен. Перед архитекторами стоит задача — найти возможности их гармонического соединения. Рагон считает, что современная урбанизация—это миф. «Это в большей мере желание, чем конкретная реализация проектов. Мы сегодня еще не нашли «формулу» города, который нам нужен». Бесспорно, в современном строительстве урбанизм все еще отстает от уровня развития нашей цивилизации.
«Города строятся на длительное время,— сказал Ян Станов-ник па международном семинаре о влиянии энергии на планировку и развитие городов, проходившем в Оттаве.— Что построено сегодня, остается прочной инфраструктурой на всю нашу жизнь, жизнь детей и внуков. Города по-своему предсказывают то, что произойдет завтра. Если сегодня мы ошибемся в своих расчетах при реализации в кирпиче и камне своего видения будущего, то в перспективе, исправить что-либо будет трудно».
Очень важно, чтобы современные подходы осуществлялись с большим вниманием и чувством ответственности по отношению не только к своему поколению, но и к будущим поколениям. Поэтому надо трудиться, в полной мере осознавая свою ответственность и перед грядущими поколениями.
Группа английских архитекторов, рассматривая традиционную роль городов, сводит ее к концентрации в них людей, а это в конце концов приводят к мегалополисам, которых скоро постигнет судьба динозавров.
По их мнению, люди нашего столетия — свидетели медленного, но обязательного решения проблем децентрализации человечества. Люди будущего будут жить в мобильных домах на колесах, а может быть, даже в надувных зданиях. Человек создаст ряд совершенных миниатюрных аппаратов для обогрева и охлаждения зданий, для приготовления пищи, т. е. все то, что можно в разобранном виде буквально «уложить в ранец».
С развитием туризма также будет использоваться значительно больше передвижных домов. В таких домах смогут жить не только путешественники, но и вообще все те, кто не связан с определенным местожительством и не подвержен влиянию традиций.
Французский специалист Мишель Карни не восхищается современной архитектурой и вообще урбанизмом, но он оптимист во взглядах на будущее. Архитектура завтрашнего дня у неге представляет «весну, когда расцветают свободные формы: купола, шары, раковины, чаши, седла, здания-шатры. Это будет лирическая архитектура эффективных и неожиданных обликов и символов». Процесс концентрации населения в городах неизбежен и в своей сущности позитивен. Но структура современного города, его индустриальный «градообразующий» фактор пришли в противоречие с историческим предназначением города и его ролью в повышении жизненного уровня людей.
Современные крупные города, особенно мегалополисы, расширяясь стихийно, включают в себя жилые объекты, многочисленные научные и общественные учреждения, промышленные предприятия и объекты транспорта, растут, ширятся, сливаются между собой, тесня и уничтожая живую природу Земли, постепенно превращая окружающие реки и водоемы в клоаки.
Современные промышленные города, особенно некоторые супергорода в капиталистических странах, представляют собой в большинстве случаев массу бетона, асфальта, гари, отравляющих выбросов. В них люди все время куда-то спешат, нервничают, не могут спокойно отдохнуть и насладиться красотами природы. Еще 60 лет назад англичанин Кобет назвал Лондон «уродливым творением». Город уже тогда был уродливым, чего же можно ожидать сейчас, после того как он вырос в несколько раз по сравнению с началом века?
Город будущего — это будущая жизнь. «Мы еще не знаем,— говорит известный французский архитектор Христиан Саказ,— к каким последствиям может привести человека жизнь на высоте. Социология «вертикальных городов» только зарождается. Но мы уже знаем психологическую и физиологическую реакцию тех «пионеров», которые начали жить в небоскребах. Те из них, кто трудится в канцеляриях, размещенных на уровне облаков, имеют возможность широкого обзора ближних и дальних окрестностей, по иногда платят за это клаустрофобией — страхом закрытого пространства. Эта болезнь имеет различные формы проявления: головную боль, нервные расстройства, общее недомогание».
Опыт американцев показывает, что головокружение, возникающее на высоте, проходит. Часто случается так, что приблизительно на уровне 68-го этажа солнце немилосердно греет, хотя внизу идет дождь. Тогда жителям небоскребов кажется, что они живут в другое время года.
В нескольких районах США уже существуют прототипы «вер-шкального мира» будущего. Например, в Рокфеллеровском центре Нью-Йорка сегодня работает 150 тыс. человек. Еще более «выразителен» Международный деловой центр Нью-Йорка, где здания имеют по 110 этажей, достигая 411 м высоты, что на 30 м Выше здания Empire state bilding, считавшегося самым высоким В мире. Но рекордсменом среди американских небоскребов стал новый 442-метровый небоскреб в Чикаго, имеющий 109 этажей. В нем расположены многочисленные гостиницы, рестораны, театры, кинотеатры, спортивные объекты и, конечно, деловые службы.
Международный деловой центр (архитектор Минору Ямаса-Ки.) спланирован на 50 тыс. служащих и на не менее 80 тыс. по-Сетителей в день. В двух башнях размещено 50 тыс. телефонов, самое большое в мире число кондиционеров, по 108 лифтов в каждой башне, которые за 2 минуты доставляют посетителя на нужный этаж. Используемые площади составляют 837 тыс. кв. м, а вес двух башен достигает 907 тыс. т.
Многие известные архитекторы — американские (например, Солери), французские (Рагон, Саказ и др.), советские (Локтев, Мейерсон, Баранов и др.) —считают, что новые здания небоскребов в Нью-Йорке и Чикаго несовершенны по нескольким причинам. Во-первых, они не представляют собой части комплексного урбанического решения этих городов с точки зрения ближней и дальней перспективы. Во-вторых, они строились (не принимая во внимание технологию) по устаревшим проектам. Человек в этих домах находится в своего рода клетке из стали и бетона и полностью изолирован от природы. «Даже в старом Вавилоне были более современные взгляды на архитектуру, чем у создателей Международного делового центра. Антигуманные цели руководили американскими специалистами»,— написал в журнале «Science et avenir» один разгневанный французский критик. Проблема создания будущей архитектуры заключается не в строительстве зданий беспредельной высоты, а в комплексном подходе к проблеме урбанизации в целом.




загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.