Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 2
Yandex, Baidu Spider
Гостей: 19
Всех: 21
Именниников сегодня нет

Деградация городской цивилизации

 Экологические статьи » Основы общей экологии  12-01-2011, 12:42  Author: BlogDix
Изучение экономико-географического аспекта загрязнения окружающей среды позволяет выделить на нашей планете районы с наиболее высокой концентрацией различных загрязнителей. Здесь исключительно неблагоприятные условия для жизни человека и всего растительного и животного мира. Известный эколог Г. С. Гудожник называет такие районы критичными или проблемными.
Критичные регионы условно можно подразделить на: локальные— отдельные предприятия, малые города (до 100 тыс. жителей), в которых отходы промышленных предприятий разрушают ту или иную компоненту окружающей среды и даже отдельные экосистемы; региональные — промышленные районы, крупные города с множеством разнопрофильных предприятий, которые вызывают «комплексное» разрушение окружающей среды, и так называемые национальные, где совокупное действие региональных критичных регионов нарушает природное состояние окружающей среды, нанося вред всему населению данной страны.
Локальные или региональные комплексы с нарушениями нормального функционирования природной среды представляют собой не просто совокупность многих отдельных нарушений, а уже определенное состояние и качество природной среды, образовавшееся вследствие взаимного длительного влияния множества единичных элементов (загрязнения, шума, несоблюдения санитарных требований, неправильного использования земли, деградации местности, концентрации населения в каком-то районе).
Выделение критичных регионов в каждом конкретном случае, но Гудожнику, имеет важное научное и практическое значение, так как концентрирует усилия не только на борьбе против того или иного изолированного загрязнителя, но и на осуществлении комплексных, долгосрочных мер, направленных на создание благоприятных условий для жизни в данном районе. Одновременно с возрастанием масштабов производства и развертыванием научно-технической революции увеличивается и число локальных критичных регионов, что в свою очередь обусловливает появление уже региональных критичных регионов, которые образуют национальные критичные регионы.
Критичные регионы появляются в эпоху капитализма. Рабочие кварталы капиталистических городов становятся первыми критичными районами.
В книге «Экология: можем ли мы выжить при капитализме?» (1972 год) Генеральный секретарь Коммунистической партии США Гэс Холл писал, что капиталистическое производство непланово. Каждая корпорация руководствуется только получением максимальной прибыли. «Дженерал моторе», например, представляет собой частную империю с 25 млрд. долл., которая не сознает никакой социальной ответственности ни перед людьми, ни перед окружающей средой. Наука и производство и сейчас достигли такого высокого уровня, когда проблемы жизненной среды и другие аналогичные проблемы не могут быть решены индивидуальными корпорациями, не несущими социальной ответственности. Пришло время, когда общество ставит проблемы, которые  может разрешить только социальная система на основе планового ведения хозяйства, во имя процветания всех люден.
Площадь современных городов составляет всего 0,4% площади земного шара, но на ней сосредоточено почти 42% населения нашей планеты. До конца XX века большая часть населения Земли будет жить в городах: в Северной и Южной Америке — каждые 9 человек из 10; в Африке в городах будет сосредоточено до 50% населения.
Развитие автомобильного транспорта в крупных городах ускоряет деградацию природы; автомобиль лишает человека возможности радоваться жизни. По словам профессора Сен-Марка, старинные кварталы, являющиеся сердцем города, не приспособлены для интенсивного сообщения, зато богаты магазинами, научными центрами и т. д. Новые кварталы лучше приспособлены для автомобильного транспорта, но лишены души. Старый город умирает от «излияния крови», новый — от монотонности.
С 1952 по 1970 год скорость движения автобусов в Париже снизилась с 14 до 8 км/ч, а сейчас в некоторых частях города не превосходит скорости пешехода. В других французских городах ситуация еще хуже: на отдельных важных участках скорость движения транспорта в час «пик» составляет в Бордо 9 км/ч, в Марселе — 5, в Лионе и Страсбурге — 4 км/ч.
«Париж умирает, его кровь больше не циркулирует, жизнь в нем поддерживается только за счет крайних средств,— отмечал в 1967 году префект парижской полиции.— Рано или поздно, но мы будем вынуждены запретить стоянку машин в центре города». Французская столица гибнет от транспорта: в ней 2 млн. автомобилей, а мест для стоянок только 700 тыс., из них 220 тыс. автомобилей стоят на тротуарах и около 270 тыс.— в подземных гаражах. Если не считать автомобили, которые находятся в движении, тогда свыше 1 млн. автомобилей ежедневно паркуются где придется и тем самым парализуют улицы.
Ситуация из года в год ухудшается, несмотря на принятие целого ряда дорогостоящих мер — строительство транспортных тоннелей, обходных путей, метро и т. д. Деградация зеленых массивов в городах, загрязнение воды и воздуха, шум, сокращение свободных территорий лишают человека той биологической среды, которая является основой его существования. Отсюда рост сердечно-сосудистых заболеваний, рак легких, бессонница, нервные депрессии, психические заболевания и т. д.
В каждом большом городе природная среда перенасыщена людьми. Плотность населения в Бордо — 8 тыс. человек на 1 кв. м, в Лионе — 9,5, в Лондоне— 10, в Нью-Йорке— 13, в Токио— 18, а в Париже, самой густонаселенной столице мира,— 25 тыс. человек.
Из всех крупных городов мира Париж имеет самую маленькую площадь парков и вообще зеленых насаждений — только 1,3 кв. м на жителя. Для сравнения укажем, что в Риме и Лондоне на одного жителя приходится 9 кв. м, в Берлине—13, в Пене — 25, в Москве — 28 кв. м зеленой площади.
Заключенный в бетон, Париж дышит отравленным воздухом, ежегодно над городом скапливается 250 тыс. т сернистого ангидрида, т. е. на 1 кв. м приходится по 100 кг пыли. Каждый день автомобили выбрасывают до 2 тыс. т загрязняющих веществ, и больше всего окиси углерода. Многочисленные пробы воздуха в городе подтвердили очень высокое содержание водорода, достигающее 30 куб. см на 1 куб. м. В туннеле под Западной автострадой загазованность воздуха достигает 150 куб. см окиси углерода на 1 куб. м. Неоднократно из-за загазованности воздуха проезд через туннель был запрещен.
Жилые кварталы в центре города оказываются значительно более загрязненными, чем некоторые промышленные районы и пригороды. Над городом образуется купол смога высотой 2 км, диаметром до 20 км. Этот купол препятствует проникновению солнечных лучей. Небо Парижа — настоящий резервуар для скопления нечистот.
Площадь Святого Августа вечером гораздо более шумная, чем Ниагарский водопад. Известно, что шум выше 80 дб вызывает расстройство организма. Однако шум на площади Оперы достигает 90—100 дб, а на площади Святого Августа — 95 дб.
Ситуация значительно ухудшается вблизи крупных аэродромов, находящихся в окрестностях Парижа. Свыше 500 тыс. жителей ежедневно страдают от гула самолетов, особенно во время взлета и посадки с аэродрома Орли. Из них около 70 тыс. человек живет в зоне интенсивного шума, а 110 тыс.— в зоне сильного шума. С аэродрома ежедневно взлетает до 600 самолетов, создавая при этом шум в 100 дб, проникающий в квартиры соседних кварталов даже при закрытых окнах. Аналогична ситуация и в других французских городах.
К. Маркс в письме к Ф. Энгельсу от 25 марта 1868 года писал: «...культура,—если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...»  Стихийное развитие производства в капиталистическом обществе серьезно отягощает решение экологических проблем. Приведем в этой связи несколько примеров.
Возьмем Лос-Анджелес — самый загрязненный американский город, «рай» для автомобилей, где длина внутренних городских автопутей равна протяженности дорожной сети всей Франции и в 6 раз превосходит протяженность всех асфальтовых дорог Югославии. Свыше 10 млн. горожан Лос-Анджелеса вдыхают ежедневно до 2000 т водорода, 600 т окиси азота и 1500 т окиси углерода, образуемых миллионами автомобилей.
Многие американские космонавты, наблюдая Землю с высоты более 1000 км, отмечали, что Лос-Анджелес и его окрестности выглядят темным пятном на фоне остальных районов земного шара. В удручающем состоянии находится американская статуя Свободы. Чтобы очистить это величественное 225-тонное произведение, целой бригаде рабочих надо трудиться более полутора лет.
Не лучше ситуация и в Вашингтоне. Летом здесь особенно тяжело дышится. Радио и телевидение Вашингтона рекомендуют жителям по возможности не выходить из домов, не пользоваться автомобилями. Выхлопные газы множества машин до такой степени насыщают воздух, что уровень загрязнения далеко превысил уровень, который считается опасным для здоровья.
Как мы отмечали выше, развитие капитализма в той или иной стране сопровождается образованием критичных регионов. Лучшим примером критичного региона является Япония. Может показаться парадоксальным, но первые законодательные акты против загрязнения природной среды были приняты именно в Японии—-стране, которая сегодня наряду с США имеет самые загрязненные воду и воздух в мире. Еще в 1877 году в городе Осака по требованию местных жителей были приняты «Правила контроля за промышленными предприятиями». В аналогичных правилах, принятых уже в 1896 году, первый раз был использован термин «когай», которым сейчас в Японии обозначают все несчастья, связанные с загрязнением окружающей среды.
В Токио, Осаке, Иокогаме и других японских городах уже в прошлом веке стали формироваться локальные критичные районы. Т. С. Гудожник в качестве устрашающего примера приводит город Минамата на западном побережье острова Кюсю, где находятся предприятия печально прославившейся химической фирмы «Чисо», породившей опасную болезнь. По мнению японских врачей, ею болеет около 10 тыс. человек; болезнь приводит к слепоте, потере голоса, разрушению костей.
Критичные районы, аналогичные городу Минамата, сформировались во многих городах мира: в Лондоне, Милане, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе, Токио, Осаке, городах Рура и т. д. В Скандинавии иногда выпадает черный снег от гари рурских заводов, переносимой ветром на сотни километров.
Критичные районы появляются и во многих развивающихся странах. К ним уже относятся города Монтевидео, Сантьяго, Лима, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Буэнос-Айрес. Специалисты относят Буэнос-Айрес к наиболее шумным городам мира. И не удивительно, что в последнее время самым популярным лозунгом в этой громадной агломерации стал лозунг «Тишина — залог здоровья». Эти слова можно прочесть даже на самом внушительном обелиске мира высотой 75 м, сооруженном в центре города. Из тысяч заводских труб на Буэнос-Айрес в год выпадает до 500 тыс. т окиси углерода, 1000 т «свинцового дождя», до 1 млн. т гари. Высокая влажность воздуха, достигающая 98% в зимнее время, а в летние месяцы не снижающаяся ниже 85% (даже когда температура воздуха повышается до 40° С), создает дополнительные трудности. Мусор из города не вывозится, коммунальных служб здесь нет. Отходы сжигаются непосредственно на местах, поэтому в сумерках темные шлейфы облаков тянутся над современными небоскребами. Обеспокоенные этим обстоятельством, городские власти решили спасти то, что еще можно было спасти, пригласив многочисленный отряд иностранных и отечест-венных специалистов принять участие в разработке срочных мер по ликвидации многочисленных очагов загрязнения. По словам директора Аргентинского института атмосферы, «битва за чистоту воздуха в Буэнос-Айресе — это битва за жизнь». Естественно, что такая битва потребует несравненно больших жертв, чем при систематической работе городских коммунальных служб. Но аргентинская столица все же не стала «чемпионом» по загрязненности воздуха в Южной Америке. Такая бесславная «честь» принадлежит двум крупнейшим городам Бразилии — Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. По данным Бразильского национального института гигиены, в Рио-де-Жанейро в атмосферу выбрасывается ежегодно до 25 тыс. т гари. Еще напряженнее ситуация в Сан-Паулу, где загрязненность воздуха в 3,5 раза больше допустимой нормы. Многочисленные иностранные компании, построившие здесь мощные предприятия, отказываются участвовать в строительстве очистных сооружений, обеспечивая себе огромные доходы. Между тем специалисты требуют принять самые срочные меры по защите окружающей среды и не допустить экологической катастрофы. В противном случае жители бразильской столицы через какие-нибудь 15 лет будут вынуждены носить противогазы.
Мехико-Сити с пригородами насчитывает 12 млн. человек. Когда-то на месте Мехико находился главный город империи ацтеков. Он располагался в межгорной котловине и был очень хорошо защищен от ветра. Между тем преимущества прошлого превратились сегодня в тяжелый балласт: слабая проветривае-мость территории города и варварские капиталистические отношения способствовали превращению его в один из самых загрязненных городов планеты. «Загазованность воздуха в Мехико в 100 раз превышает допустимый уровень,— написал в одной из статей специалист ЮНЕСКО по защите окружающей среды.— Дышать в этом городе все равно что за день выкурить две с половиной пачки сигарет».
По некоторым данным, столица Турции Анкара считается также самой загрязненной столицей в зимний сезон года *. Новейшие исследования Турецкого научного института показывают, что в атмосфере города в 37 раз выше содержание сернистых газов, чем это допустимо по международным нормам.
Средства массовой информации ежедневно оповещают граждан о том, что угрожает их здоровью, но городскими властями совершенно не предусматриваются меры, с помощью которых можно было бы устранить черное облако, висящее над городом. Оно постоянно возникает в результате сжигания угля в печах частных домов и в многочисленных небольших котельных. К тому же Анкара расположена в котловине, окруженной высокими горными хребтами, и естественное проветривание ее невозможно.
Анкара стала турецкой столицей 50 лет назад и насчитывала всего 20 тыс. жителей, тогда как сегодня ее численность превысила 2 млн. человек. Городские власти годами рассматривают проекты строительства нескольких ТЭЦ на жидком топливе, но, как только наступает весна, об этих проектах забывают, а загрязненность воздуха продолжает серьезно влиять на здоровье людей. Из каждой сотни больных в анкарских больницах 54 человека страдают заболеваниями дыхательных путей: раком легких, туберкулезом, хроническим бронхитом, астмой или воспалением легких.




загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.