Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 2
Yandex, Googlebot
Гостей: 34
Всех: 36
Именниников сегодня нет

Город и автомобиль вчера, сегодня, завтра

 Экологические статьи » Основы общей экологии  12-01-2011, 13:06  Author: BlogDix
Шесть тысяч лет назад верблюд был самым «быстроходным» транспортным средством, которым человек мог пользоваться, совершая путешествия в далекие страны. Скорость его передвижения в среднем равна 13 км/ч, и, только когда впервые была создана военная колесница, скорость передвижения достигла 30 км/ч.
Это открытие было настолько эффективным, что новые конструкции фактически не предлагались несколько веков. Только спустя 3500 лет в Англии на транспорте стали использоваться паровые машины со средней скоростью передвижения 16 км/ч. Первая паровая машина появилась в 1825 году и имела максимальную скорость движения 20 км/ч, а в конце XIX века человек с помощью усовершенствованной паровой машины достиг уже скорости 160 км/ч. Между тем, как констатирует известный футуролог А. Тоффлер в книге «Давление будущего» («Future Shock»), потребовалось всего 58 лет, чтобы увеличить эту скорость в 4 раза. Так, в 1938 году самолет превзошел скорость 640 км/ч. В исключительно короткий срок, менее чем за 20 лет, эта скорость возросла в 4 -раза; в 60-х годах нашего столетия, реактивные самолеты достигли скорости 6400 км/ч, а космический корабль с человеком на борту развивает скорость 29 тыс. км/ч.
Аналогичное ускорение прослеживается практически всюду, во всех сферах человеческой деятельности, будь то изучение территории Земли, покорение высот, добыча минеральных богатств или обуздание ядерной энергии. В наше время мы перешагнули через многие природные барьеры, овладев разносторонними знаниями, что позволило людям с фантастической быстротой двигаться вперед по пути прогресса.
Техника «подпитывает» сама себя. Всякая находка или открытие порождают новое открытие, что становится особенно очевидным, если проследить процесс распространения технических достижений. Так, время, проходящее между идеей создателя и ее практическим внедрением, постоянно сокращается, создавая предпосылки для поиска новых творческих идей.
Нашу эпоху можно назвать «веком автомобиля». Протяженность автомобильных путей с твердым покрытием в мире достигает 11 млн. км. Прибавим к ним еще около 1,5 млн. км железных дорог и около 3,5 млн. км воздушных линий. Потребность в хороших магистралях, взлетно-посадочных полосах, судоходных реках, освоенных морских путях все усиливается. При, современных рекордных скоростях автомобилей конструкция их колеса не сможет обеспечить нам безопасную езду со скоростью, большей, чем 360 км/ч. Скорость судов также дошла до границ возможного, ведь, чем выше скорость судна, тем в большей мере возрастает сопротивление воды. В авиации также возникают свои проблемы. Развивая в воздухе фантастические скорости, самолеты на земле остаются «рабами» взлетных полос.
Встает вопрос: существуют ли возможности в обозримом будущем преодолеть естественные ограничения скорости современного транспорта? Вероятно, да. Известно, что человечество в критических ситуациях обычно находило разумный выход, ведь, когда возникла опасность энергетического кризиса, появилась атомная энергетика; как только перевозка нефти стала нерентабельной, началось строительство региональных и трансконтинентальных трубопроводов; с возникновением потребности орбитальных полетов были сконструированы космические ракеты...
Решаются и проблемы транспорта. Специалисты считают, что будущее принадлежит так называемому бесконтактному транспорту: экрановозам, экраноходам, экспрессным монорельсовым путям и др., на море — экраносудам, в воздухе — экраносамолетам и т. д. Современный хаос на транспорте является результатом фрагментарного подхода к проблеме, когда каждый вид транспорта рассматривается сам по себе, а не как часть единой сложной транспортной системы.
Такой фрагментарный подход не учитывает того мощного влияния, которое оказывает транспорт на территориальную структуру городской жизни, ведь многие городские центры получают благодаря транспорту стимулы для своего развития. Метрополитен позволил дешево перевозить огромное число людей, пусть не всегда быстро. Автомобиль изменил создавшуюся ситуацию. Создание автодорог привело к тому, что вместо одного городского центра стало создаваться несколько. Но автомобиль все в большей мере стал угрожать армии пешеходов. Только в течение 1978 года на дорогах мира погибло более 250 тыс. человек, а 50 млн. получили увечья.
За девять последних лет на дорогах Югославии погибло более 38 тыс. человек, только в 1980 г.— 4654 человека, т. е. каждый день в среднем 13 человек, из которых каждый третий был пешеходом. Статистические данные говорят о том, что в транспортных происшествиях прежде всего страдают молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет.
Во многих крупных городах мира, включая и города нашей страны, автомобиль фактически движется со скоростью пешехода, а большая часть индивидуальных машин стоит «на приколе». Ожидая своего владельца, они в еще большей мере снижают пропускную способность улиц.
В наши дни ведется активный поиск путей дальнейшего развития транспорта на городских магистралях. Архитекторы, строители, транспортники предлагают решать эту проблему сразу несколькими путями: расширением проезжей части улиц, строительством «развязок» на разной высоте, созданием внутри городских территорий магистральных путей для скоростной езды, перенесением части транспорта под землю (метро) или строительством наземных транспортных узлов.
«Важный фактор развития того или иного вида транспорта,-— пишет А. Таранов в книге «Город и автомобиль»,— быстрота движения. Фактическая средняя скорость метро и такси в Москве— 38 км/ч, в Нью-Йорке — 23, в Париже — 25 км/ч. Автобус движется несколько медленнее — от 19 до 20 км/ч, троллейбус 16— 17 и трамвай 14 км/ч».
Житель большого города ежедневно теряет в транспорте до 2 часов, а ведь это непроизводительная часть его времени. К пятидневной рабочей неделе необходимо прибавить еще не менее 10 часов, которые человек тратит на дорогу до работы и обратно в течение пяти дней.
Со строительством специальных подземных переходов уменьшилось число несчастных случаев на дорогах, увеличилась скорость движения транспорта. Однако они не всегда удобны, так как пешеход часто должен кружным путем идти к переходу, при этом дополнительные трудности возникают в связи с подъемом и спуском по лестнице, прежде всего для больных и пожилых людей. По мнению специалистов, более совершенны переходы, оснащенные эскалаторами с параллельными лестницами.
Быстрый рост автомобильного парка обусловливает постепенные изменения облика городов. В некоторых странах с исключительно большим числом автомашин появление механических перевозных средств способствовало расширению территории городов и увеличению в них числа жителей. Между тем рост транспортных средств, особенно автомобилей, стал одной из причин наметившихся противоположных тенденций: часть населения из старых кварталов переселяется в пригороды, удаленные от центра города на 80 км и более. В результате расширяется территория городов и одновременно сокращается численность населения в черте города. Например, в целом ряде американских городов за последние 20 лет население не увеличилось, а иногда отмечалось даже снижение общей численности населения: в городской черте Нью-Йорка — на 2,3%, в Чикаго — на 3,5, в Вашингтоне — на 6,8, в Детройте — на 9,6, в Бостоне — на 15,4% и т. д.  Снижение числа жителей в районах старой городской застройки в крупных населенных пунктах при концентрации в них торговых центров, промышленных предприятий, банков, административных и культурных центров, сосредоточение в них практически всей деловой жизни обусловливает каждодневные трудовые миграции в города большого числа лиц. Причем, поскольку многие жители пригородов приезжают на работу на собственных автомобилях, появляется проблема поиска места стоянки вблизи места службы.
Несколько лет назад в белградской печати был описан интересный случай. Известный белградский адвокат и литератор доктор Миливое Перович заключил пари с одним из своих клиентов, что судебная процедура по его бракоразводному процессу займет меньше времени, чем его необходимо затратить на поиск места стоянки для автомобиля, на котором он приехал в суд. Адвокат выиграл пари.


загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.