Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 11
Всех: 12
Именниников сегодня нет

Астма угрожает океану

 Экологические статьи » Основы общей экологии  13-01-2011, 11:35  Author: BlogDix
Известный норвежский естествоиспытатель, этнограф и археолог Тур Хейердал, пересекший Тихий, Атлантический и Индийский океаны, в докладе на одной международной конференции, посвященной защите окружающей среды, сказал: «Когда в 1947 году наш плот «Кон-Тики» за сто один день прошел восемь тысяч километров в Тихом океане, экипаж на своем пути не видел никаких следов человеческой деятельности... Океан был чист и прозрачен. Но все мы пережили настоящий шок, когда в 1969 году, плывя на папирусной лодке «Ра», видели, как загрязнен Атлантический океан. Встречались пластмассовые бутылки и посуда, изделия из нейлона, пустые консервные банки. Около берегов Африки  мы целыми днями могли наблюдать картины, очень похожие на те, которые мы видели в акваториях современных больших портов: поверхность моря была загрязнена черной пленкой мазута. Годом позже, плывя тем же маршрутом на, «Ра-2», мы ежедневно брали пробы воды. Содержание никеля и ванадия во взятых пробах очень колебалось. Это позволило сделать вывод, что такой состав воды образовался не вследствие выбросов с какого-то одного корабля или,в результате аварии, танкера — он был результатом обычной работы танкерного флота».
С расширением хозяйственной деятельности перед человечеством возникли новые проблемы, прежде всего проблема загрязнения морей и океанов. В настоящее время океаны играют роль мировых «складов», в которые «помещают» громадное количество отходов, образующихся в результате человеческой деятельности. До появления промышленного химического синтеза все, что попадало в природные отходы, разлагалось исключительно биологическим путем. Человек же, нарушив природные процессы, одновременно усилил загрязнение морских бассейнов.
Когда 20 лет назад известный французский океанолог Жак Ив Кусто начал изучать морские глубины, он пришел к неожиданному заключению, что в противовес существующим взглядам океан — это совсем небольшой мир и ресурсы его так же ограничены, как и ресурсы суши. Кроме того, океан очень раним, и его сохранность зависит от нас. Но мало кто понимает это. Загрязнение океана росло непосредственно с увеличением перевозок нефти. Известно много случаев аварий танкеров, образования трещин в нефтепроводах, проходящих по дну морей, и т. д. Во время чистки танкеров относительно большое количество нефти выливается в море. По имеющимся данным, из танкеров в море поступает до 1 % всей перевозимой нефти, что в 1976 году составило 17 млн. т, а в 1978 году эта цифра возросла до 20 млн. т.
Нефть — один из самых опасных загрязнителей воды. Только 1 т нефти способна покрыть тонким слоем площадь моря в 1200 га. Тур Хейердал в своем дневнике отметил, что в центральных частях Атлантики запах нефти преследовал путешественников на протяжении 1400 миль. Нефть отрицательно влияет на жизнь морских организмов: нефтяная пленка не пропускает солнечные лучи и замедляет образование кислорода в воде.
По мнению Ж.  И. Кусто, за последние 20 лет число живых организмов в Мировом океане сократилось на 20—30%. Правда, такая пессимистическая оценка вызвала критику ряда известных экологов.
И все-таки нельзя пренебрегать фактами, что из года в год нефть представляет все большую опасность для океана, а значит, и для цивилизации. Приведем несколько примеров.
Супертанкер «Тори каньон» в 1967 году потерпел аварию у берегов Англии. Около 130 млн. л нефти хлынуло через пробоину. Нефтяное пятно, достигнув берегов Корнуолла, покрыло белый песок побережья. Рыба и другие обитатели моря погибли из-за недостатка кислорода, а птицы — из-за того, что их оперенье пропиталось нефтью. Они гибли на побережье, покрытом нефтя ной пленкой.
У атлантического побережья Канады в 1970 году потерп аварию танкер «Эру», из которого в океан вылилось 6 тыс. т неф ти. Громадное пятно нефти губительно подействовало на все жи вое в этом районе. Одна из гамбургских газет в 1975 году та описывала эту катастрофу: «Катастрофа случилась в серед не зимы. Из обычно холодного района Северной Америки пришла волна огня: из воды поднимались громадные языки пламени, черные облака закрывали горизонт. Жители португальског города Порты, спасаясь от ядовитого дыма, закрывали окна двери». Аналогичная ситуация произошла на берегу США в районе Филадельфии. Там, где река Делавэр впадает в Атлантиче ский океан, люди видели горящее море. «Чудо природы» объя нялось просто: вблизи Португалии, как и около филадельфи ского берега, одновременно потерпели аварию и загорелись два танкера с нефтью. Датский танкер «Якоб Мерск» сел на мель вблизи португальского берега. Горящая нефть устремилась к берегу. Два дня пожарные города Порту боролись с огнем. Но еще более упорной была борьба с пожаром, случившимся после аварии танкера «Коринтос» недалеко от Филадельфии. Огонь был остановлен только в самом устье реки Делавэр.
В ряде случаев интересы капиталистических монополий ставятся значительно выше интересов сохранения «чистоты» Мирового океана. В этом смысле особенно показательно первое плавание супертанкера «Олимпик брайвери» (водоизмещением 250 тыс. т), ставшее трагическим. Огромное судно в 1976 году наткнулось на подводный гребень у западных берегов Франции. Владельцы не приняли никаких мер, чтобы снять судно и заделать пробоину. За полтора месяца в Атлантический океан вылилось большое количество нефти и мазута, покрыв поверхность прибрежных вод. Это была настоящая катастрофа для жителей острова Везан, который находился вблизи места аварии.
Исследование причин катастрофы позволило установить вину владельца, который отказался оплачивать стоянку танкера в одном из портов в размере 20 тыс. долл. в день, потребовав с другой стороны, от страхового общества, огромную сумму в 50 млн. долл.
Вскоре мир узнал о новой катастрофе: супертанкер «Уркио-ла» 16 мая 1976 года налетел на стену при выходе из испанского порта Ла-Корунья, имея 110 тыс. т нефти на борту. Из танкера в море вылилось 60 тыс. т. В один момент пляжи были покрыты густым слоем нефти, отравлены устья рек, многие рыбаки остались без работы и без хлеба. Огромный ущерб был нанесен всему северо-западному побережью Испании.
В марте 1978 года вблизи французского города Бреста потерпел аварию американский супертанкер «Амоко Кадис». Свыше 200 тыс. т нефти вылилось из резервуаров танкера и образовало черную нефтяную пелену на площади 2 тыс. кв. км. Это самая большая в истории мореплавания катастрофа такого типа.
Какова же причина этих многочисленных катастроф? Прежде всего, в безответственности судовладельцев капиталистических стран, которые в погоне за прибылью продолжают эксплуатировать давно устаревшие корабли. Но и многие американские порты не в состоянии принимать современные супертанкеры, отмечает американская печать.
Массовое загрязнение океана вызывают громадные танкеры водоизмещением 500 тыс. т и выше. Загрязнение нефтью приводит к нарушению биологического равновесия в море. Разливаясь по поверхности воды, нефть убивает все живое. Так, личинки некоторых морских рыб не могут сделать первый глоток воздуха, так как нефтяная пленка покрывает водную поверхность. Когда же птицы опускаются на воду, покрытую нефтью, они также гибнут от отравления. Подсчитано, например, что только в прибрежных водах Великобритании от загрязнения нефтью ежегодно гибнет свыше 250 тыс. разных видов птиц.
Кроме того, считают, что в водах морей и океанов уже аккумулировано около 0,5 млн. т ДДТ, и с каждым годом это число увеличивается на 45 тыс. т. Приведенные факты дали основание-известному американскому биологу профессору Б. Коммо-неру образно сказать: «Астма угрожает морям и океанам...»
Т. Хейердал обратил внимание на важнейшую характеристику океанических вод — их движение, которое способствует рас пространению загрязненных вод.
«Строго говоря,— пишет он,— в океанах не существует «на циональных вод». Можно разделить между государствами толь ко неподвижное морское дно. Если же на воду спустить плот где то около берегов Перу, то морским течением через нескольк недель его отнесет в Полинезию. Если на берегу Марокко сеет в лодку, сделанную из папируса, то после нескольких недель он окажется в тропических водах Америки. То, что сегодня назы вается «территориальными водами Перу», завтра станет «терри ториальными водами Океании», прибрежные воды Марокко ста нут водами Мексиканского залива. Поэтому очень важно прекра тить выбрасывать отходы в океан сразу во всех его частях».
В американском городе Аламогорде (штат Нью-Мексико) и его окрестностях была зафиксирована страшная болезнь, не ща: дившая ни подростков, ни детей. Врачи установили: все заболев шие отравились ртутью, содержавшейся в рыбе. Исследовани показали, что предприятия, использующие ртуть, постоянн сбрасывали ее остатки в реки и озера. В результате сотни квад ратных метров американских озер оказались зараженными опас ным веществом.
Увеличение содержания ртути было зарегистрировано и морских организмах, обитающих в Северном и Балтийском морях Практически нельзя устранить или обезвредить и радноак тивные изотопы, поступающие в моря и океаны. Самый опасный из них — стронций-90, участвующий в биологическом цикле.
Многие морские организмы концентрируют изотопы. Так, Тихом океане одна французская экспедиция исследовала планк тон и установила, что его радиоактивность в 500 раз выше, чем окружающей среде. Еще одна опасность грозит водным бассей нам: раковины разных моллюсков могут аккумулировать канце рогены — вещества, вызывающие раковые заболевания. Можн привести много аналогичных примеров. А если говорить кратк то начиная с середины XX века проблема загрязнения океан стала настолько актуальной, что ее приходится решать всем заинтересованным странам.
Большую тревогу вызывает судьба Средиземного моря, став шего колыбелью нескольких великих цивилизаций, а сейча превращенного в огромный резервуар для сточных вод. Пло щадь Средиземного моря (без Черного и Азовского) достигав 250,5 тыс. кв. км, средняя глубина — около 2400—3600 м (наи большая — 5121 м). Главные загрязнители — промышленные и бытовые отходы, 90% из которых не подвергаются никакой очистке. Каждый год в воды Средиземноморья поступает 0,5 млн. нефти, а 2/3 его портов, осуществляющих перегрузку нефти, н; имеют оборудования, препятствующего нефтяному загрязнениих акватории. По данным итальянских ученых, в 1980 году в порты Средиземноморья поступило 500 млн. т нефти, а недавно выполненный анализ показал, что в восточной его части на I кв. км водного пространства приходится до 500 л мазута. Итальянская печать озабочена катастрофическим загрязнением вод у берегов Апеннинского полуострова. В настоящее время из 5000 миль итальянского побережья 4000 миль загрязнены нефтью, промышленными и бытовыми сточными водами, а в устье Тибра количество болезнетворных бактерий в 200 раз превышает допустимую норму.
«Порция» ежедневного выброса фабрики по производству титана, размещенной в Ливорно, содержит до 920 т медного купороса и 2400 т серной кислоты. Сбрасывают свои отходы в море и многие французские, английские и бельгийские фирмы. Учитывая, что вода Средиземноморья обновляется каждые 80. лет, возникает серьезная опасность, что при современных темпах загрязнения Средиземноморье станет «мертвым морем» через какие-нибудь 30 лет.
Загрязнение Средиземного моря имеет отрицательные последствия для рыболовства в этом регионе. Недавно на один из пляжей Корсики было выброшено шесть небольших китов. Экспертиза показала, что они отравлены ртутью, содержащейся в воде. По данным Центра биологических исследований в Ницце, рыба,, выловленная в Средиземном море, содержит в 3 раза больше ртути по сравнению с рыбой, выловленной в Атлантике.
На опасные последствия загрязнения водных бассейнов указывалось на конференции по защите Средиземного моря, состоявшейся в 1976 году в Дубровнике. В Барселоне была принята конвенция, предусматривающая ряд мер по борьбе с катастрофически растущей загрязненностью Средиземного моря. Однако на практике многие государства не придерживаются выработанных решений, что вызывает необходимость проведения дальнейших мероприятий по защите вод Средиземноморья.
К исключительно загрязненным бассейнам относится Северное море площадью 544 тыс. кз. км. Оно достаточно мелкое: наибольшая глубина — 463 м, а средняя — 95 м. Его воды омывают берега таких стран, как Дания, Норвегия, ФРГ, Великобритания, Бельгия и Голландия. Эти высокоразвитые страны превратили море за последние 30 лет в деградирующий морской бассейн, в котором резко сократился видовой состав животного и растительного мира. Особую опасность для Северного моря представляют нефтяные скважины.
Сильно загрязнено и Балтийское море, куда в огромных количествах поступают загрязняющие вещества. Это приводит к исчезновению в глубинных слоях жизненно необходимого кислорода. На берегах Балтики живет 22 млн. жителей. Здесь расположены семь высокоразвитых индустриальных стран — СССР, Финляндия, Швеция, Дания, Польша, ГДР, ФРГ, крупнейшие, города мира, среди которых — Ленинград, Стокгольм, Хельсинки, Таллин, Рига, Гдыня, Росток, Гданьск, Киль. За последние 20 лет перевозки нефти и нефтепродуктов по морю увеличились в 25 раз, а через Кильский канал ежегодно проходит 3,5 млн. танкеров и около 75 тыс. других судов (для сравнения скажем, что через Панамский канал в год проходит всего 14 тыс. судов).
Следует отметить, что после подписания (1974 год) всеми Прибалтийскими странами Конвенции о защите Балтийского моря, запретившей сброс в бассейне отравляющих веществ и рыболовство с техническими целями, ситуация значительно улучшилась.
Индонезийские ученые считают Яванское море самым загрязненным морем на нашей планете. В Джакартском заливе перестали вегетировать морские растения, почти полностью уничтожен животный мир. Загрязнение Мексиканского залива угрожает знаменитым пляжам на юге США.
По оценкам французских ученых, увеличивается загрязнение прибрежных районов Китая, особенно Желтого и Восточно-Китайского морей, куда реки Хуанхэ и Янцзы выносят огромное количество природных и промышленных продуктов. Значительно усугубилась ситуация в Персидском заливе, где из-за добычи нефти практически уничтожен весь животный мир.
Но водные просторы так огромны, что практически осуществ лять международный контроль за ними очень трудно, тем более что установленные меры довольно часто вступают в противоречие с национальными интересами.
Еще не найдены полностью эффективные методы борьбы с загрязнением окружающей среды. Но постоянно расширяется сотрудничество в рамках ООН между странами СЭВ и ЕЭС, дру гимн политическими, экономическими и научными организация ми. Особое значение приобретают международные двусторонни соглашения между заинтересованными государствами. Конечно, большую роль в защите и восстановлении водных ресурсов имеют технические достижения. Так, голландцы сконструировали установку, которая в состоянии за один час собрать нефть с поверхности 800 кв. м при толщине слоя 2—3 см. В СССР в последние годы создан целый малый флот для очистки воды oт нефти. Раньше такие суда использовались только в акватории портов, сейчас они работают в открытом море. Такое судно - сборник за час очищает 20 тыс. кв. м морской поверхности.
Еще раз хотелось бы напомнить слова Тура Хейердала: «Людям необходимо понять огромную ответственность перед современными и будущими поколениями. Государства могут делить-между собой сушу, но океан, который всегда в движении, без которого невозможна жизнь, вечно будет всеобщим и неделимым богатством всего человечества».


загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.