Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 5
Всех: 6
Именниников сегодня нет

РЕКОНСТРУКЦИЯ КОНТИНЕНТОВ, МОРЕЙ И ОКЕАНОВ

 Экологические статьи » Основы общей экологии  14-01-2011, 12:19  Author: BlogDix
Ряд фундаментальных проблем, таких, как питание человека, изменение климата Земли и т. д., могут быть решены только в масштабах всей планеты путем реконструкции целых континентов. С этой целью разрабатываются самые различные проекты, по мы остановимся только на отдельных, наиболее реальных и обоснованных.
Специалистам не дает покоя то обстоятельство, что самая большая река планеты — Амазонка колоссальные объемы своей воды выносит в Атлантический океан. Кроме того, она течет не там, где ее воды наиболее нужны людям, пересекая континент с запада на восток, вместо того чтобы течь с севера на юг.
Среди многочисленных проектов по изменению направления течения Амазонки привлекает внимание план бразильского инженера Роберта Панеро. Он предусматривает сооружение высотной плотины из железобетона, которая перегородит Амазонку и позволит наполнить водой бассейн в 200 тыс. кв. км в самом сердце Южной Америки.
Несколько меньшие искусственные озера планируется создать на реках Риу-Негру, Жапуре, Гуапоре. Объединенная энергетическая мощь этого грандиозного комплекса выглядела бы фантастически— 75 млн. кВт. Голубая магистраль не только пересекла бы Южную Америку с севера на юг, но и подошла бы к подножию Анд, улучшил-а бы транспортные связи Бразилии с Боливией, Перу, Эквадором и Колумбией. Подсчитано, что реализация этого проекта обойдется примерно в 10—12 млрд. долл., а строительство будет продолжаться 10—15 лет.
Между тем при реализации подобных проектов безвозвратно теряются громадные почвенные комплексы, часто самые плодородные, что наносит ресурсам планеты непоправимый ущерб. Поэтому специалисты сегодня вновь возвращаются к проекту восьмидесятилетнего уругвайского географа Луиса Синсинате Боло, который дополнил проект инженера Роберта Панеро.
Этот проект получил название «Канал трех больших рек». С помощью системы плотин, искусственных озер и каналов предусматривается соединение бассейнов рек Ориноко, Амазонки и Параны в их верхних течениях (водоразделы между реками близки, и общая длина каналов не превысила бы 200 км), в результате чего будет создан трансконтинентальный водный путь длиной 8,5 тыс. км. Океанские суда из Венесуэлы через Колумбию, Бразилию, Боливию, Парагвай будут проходить в Аргентину и Уругвай. Искусственные озера и моря у подножия Анд обеспечат водное сообщение с городами Перу и Эквадора. Проект предусматривает создание многокилометрового речного пути от Каракаса до Буэнос-Айреса, от подножия Анд до устья Амазонки. На месте бескрайних джунглей саванн раскинутся плантации фруктовых деревьев и виноградников.
Инженер Герман Зергель в свое время разработал почти фантастический проект, согласно которому в сердце Сахары должны быть сооружены два крупных искусственных озера. Они полностью изменили бы климат и жизнь самой большой пустыни планеты площадью свыше 8 млн. кв. км.
Сахара протянулась с запада на восток — от Атлантического океана до Красного моря — на 5700 км, а ее южные границы отстоят от северных почти на 200 км. Поверхность пустыни разнообразна: крупные впадины сменяются высокими горами (до 3415 м). И все-таки средняя высота над уровнем моря относительно мала — от 200 до 500 м. Климат тропический: среднегодовая температура составляет около плюс 25° С (в январе — плюс 10—25°, в июле — свыше 35°, нередко температура превосходит 50°). Перепады температуры в ночное и дневное время огромны и могут достигать 40°. Сахара исключительно безводна из-за хронической нехватки воды. Почти на 90% Сахара представляет собой безжизненную пустыню. На крайнем востоке ее пересекает единственная река — Нил и частично Нигер. Но в многочисленных оазисах бурлит жизнь. Здесь обитают львы, верблюды, зебры, гиены, антилопы, крокодилы, змеи, скорпионы, газели, утки, фламинго и др., выращивают зерновые, овощи, фрукты. Сахара до сих пор весьма слабо исследована, однако имеющиеся данные говорят о том, что в ее недрах залегает колоссальное количество нефти, газа, железа, угля, фосфатов, золота. Инженер Зергель предложил перекрыть реку Конго в ее нижнем течении, в каньоне Стэнли, где средняя ширина реки составляет всего 1700 м, а местами сужается до 220 м. Предполагалось, что через год-два на месте джунглей в бассейне Конго будет образовано огромное пресноводное озеро и его главный приток Убанги соединит свои воды с рекой Шара, в результате чего возникнет еще одно внутреннее море па месте озера Чад. Поверхность этого моря составит 1,3 млн. кв. км, что в 10 раз больше площади Адриатического моря. На следующем этапе воды Конго предполагается направить в сторону Средиземного моря, к заливу Габес в Тунисе, при этом в некоторых местах потребуется соорудить гигантские насосные станции. По пути река заполнит большую впадину и образует Сахарское море, площадь которого составит 800 тыс. кв. км. Река потечет почти по прямой линии до Средиземного моря. Сахарское море и новая река (если этот проект когда-либо будет реализован) будут использованы для обводнения Сахары, и это приведет к изменению климата во всей Северной Африке, которая превратится в цветущий регион с субтропическим климатом. Правда, море затопило бы почти '/io территории этого континента, но гораздо большая площадь, та, которую сейчас занимают джунгли и пустыни, превратилась бы в плодородные плантации и сады. Кроме того, промышленность и сельское хозяйство получали бы ежегодно более 1 ООО млрд. кВт-ч дешевой электроэнергии.
Существует множество проектов для создания судоходных артерий в Европе. Институт водного транспорта и планирования «Кирил Савич» в Белграде разработал проект создания канала Дунай — Эгейское море, который пройдет по Большой и Южной Мораве через Вардар. Институт уже открыл в Нише свой филиал, который будет заниматься планированием и развитием водного транспорта в системе Морава — Вардар. Существует также проект строительства канала, соединяющего Дунай с Балтийским морем.
Разработаны проекты и по созданию единой водной системы в Польше и ГДР. Ставится вопрос о реконструкции канала между Бискайским заливом и Средиземным морем в районе Южной Франции. Итальянские специалисты планируют пересечь Апеннинский полуостров и соединить каналом Тирренское и Адриатическое моря. Американцы намереваются построить канал, который соединит Мексиканский залив с Атлантическим океаном на севере Флориды. Заканчиваются работы по строительству канала «Европа» (Дунай — Майн — Рейн), который соединит Северное и Черное моря.
Особого внимания заслуживают проекты реконструкции Черного, Средиземного, Северного, Балтийского и Японского морей.
Проект реконструкции Балтийского моря предусматривает строительство морской плотины в проливах Эресунн, Большой и Малый Бельт общей протяженностью 15 км, благодаря чему Балтийское море через 10—15 лет станет почти пресноводным и значительно теплее, что благоприятно отразится на увеличении в нем рыбных богатств.
Проект реконструкции Японского моря предусматривает строительство морских плотин в проливах Симоносекском, Сан-гарском, Лаперуза. Что этот проект может принести прибрежным государствам? Западная часть теплого течения Куросио, попадающая в Японское море через Корейский пролив, «выплеснется» через вышеназванные проливы в Тихий океан. По проекту воды течения будут задерживаться в Японском море, в результате чего ожидается значительное потепление климата в Японии, Корее, Китае, в Приморском крае СССР.
Существуют различные проекты реконструкции Средиземного моря. Один из них предусматривает сооружение морских плотин через проливы Гибралтарский, Дарданеллы, Мессинский и Тунисский. Их цель — снизить уровень Средиземного моря, освободив из-под воды 150 тыс. кв. км суши.
Осуществление этого проекта принесло бы человечеству определенные выгоды, хотя большинство ученых считает, что ущерб был бы неизмеримо большим, поскольку изменение климата повлекло бы за собой целую цепь непредвиденных экологических нарушений.
Занимателен и проект реконструкции Северного моря, точнее, его южной части. По существу это дальнейшая реализация мер, которые давно осуществляет Голландия, отвоевывая у моря участки суши и превращая их в плодородные земли. Проект предусматривает сооружение насыпи протяженностью 600 км между Великобританией и Ютландским полуостровом, а также сооружение плотины через пролив Па-де-Кале длиной 35 км. Если из такого закрытого района откачать воду, то можно получить около 100 тыс. кв. км суши, т. е. территорию, равную Бельгии, Голландии и Дании, вместе взятым.
В последнее время этот проект стал особо актуальным в связи с возникновением одной острой проблемы, которая привлекает все большее внимание в Англии, ФРГ, Бельгии, Голландии и Дании. Проблема состоит в том, что этим странам некуда помещать производственные отходы, объемы которых из года в год увеличиваются. Вывозить в отдаленные районы этот своеобразный «Монблан мусора» и сложно и дорого. Поэтому голландские инженеры предложили транспортировать отходы, смешанные с водой, по специальному трубопроводу к берегам Северного моря, а затем эту кашеобразную массу помещать в специальные бассейны. Через небольшой промежуток времени здесь образуется исключительно плодородный искусственный почвенный слой, находящий применение на сельскохозяйственных фермах и комбинатах.
В специальной и научно-популярной литературе часто приводятся различные проекты по комплексной реконструкции океанов и морей нашей планеты. Среди интересных и значительных проектов такого типа, безусловно, привлекает внимание проект строительства плотины через Берингов пролив.
Проект инженера А. Шумилина предусматривает сооружение в теле плотины мощных турбинных насосов, которые смогут перебрасывать теплую тихоокеанскую воду в Северный Ледовитый океан. По проекту другого советского инженера  П. Борисова—предлагается обратное действие: вода Северного Ледовитого океана должна перебрасываться в Тихий океан, с тем чтобы в Арктику «всасывались» теплые воды Атлантики.
Оба проекта по существу преследуют одну и ту же цель: изменить систему морских течений в Северном Ледовитом, Атлантическом и Тихом океанах и создать новое теплое течение вдоль северных берегов Сибири, Аляски и Канады, ликвидировать ледяную броню Арктики и вызвать потепление климата Сибири и части Северной Америки.


загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.