Экологический портал

Это интересно!
Почему важно вступить в группу!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Популярное
» Система, актуальная . return_links(); ?>
Сейчас на сайте:
Пользователей: 1
Whosighedrigh
Роботов: 0
Отсутствуют.
Гостей: 0
Всех: 1
Именниников сегодня нет

Международная правовая защита окружающей среды

 Экологические статьи » Основы общей экологии  14-01-2011, 12:29  BlogDix
Биосфера не знает национальных границ, она неделима, поэтому необходимы усилия всех государств для защиты живой природы. Международное сотрудничество в этой области развивается в разных направлениях. Забота о регулировании отношений человека и природы больше не является внутренним делом отдельных стран. Особенно это касается воздушного и морского океанов и естественных природных ресурсов.
Международная правовая защита окружающей среды предусматривает охрану всей нашей планеты (континентов, океанов, их ресурсов) и околоземного космического пространства, включая Луну.
Правовой статус отдельного государства действителен па его территории, в прибрежных водах и на континентальном шельфе. Правовая деятельность международных правовых объектов определена в основном нормами международного права, хотя многие важные проблемы в правовом отношении все еще не отрегулированы. Существует достаточно много международных договоров, конвенций, соглашений и протоколов, касающихся защиты окружающей среды.
В настоящее время принято свыше нескольких сот международных договоров, конвенций и протоколов, из которых 73 были заключены в период 1940—1970 годов. Свыше 40 конвенций, договоров и протоколов регулируют отношения государств на море. Они касаются вопросов границ территориальных вод, загрязнения океана нефтью, рыболовства, охраны отдельных животных: китов, белых медведей, тюленей и т. д.
Большое значение для правового регулирования международной защиты окружающей среды имеют определенные решения и рекомендации ООН и многие другие документы, которые приняты Генеральной Ассамблеей ООН, но особое место среди них принадлежит Декларации Стокгольмской конференции ООН по защите окружающей среды и человека от 16 июня 1972 года, а также ее резолюции, постановившей учредить ЮНЕП — Программу ООН по окружающей среде. За последние 5 лет в 80 раз увеличены инвестиции в реализацию решений этой программы.
Руководство ЮНЕП определило семь приоритетных направлений исследований, которые составили основу плана, определенного Программой ООН: 1) Мировой океан; 2) охрана природы, всего живого мира, его генетических ресурсов; 3) защита окружающей среды; 4) населенные пункты; 5) здоровье человека и качество окружающей среды; 6) энергетика; 7) катастрофы.
В настоящее время реализуется около 300 различных проектов, связанных с изучением экологического равновесия в природе. В начале 1975 года многие страны (включая и Югославию) поставили вопрос о создании Международного фонда по развитию населенных пунктов, который финансировался бы за счет средств ЮНЕП. Начальный фонд мог бы составить 4 млрд. долл., и эти средства были бы направлены на техническую помощь развивающимся странам в целях охраны их окружающей среды и благоустройства населенных пунктов.
Правовое регулирование международных вопросов имеет глубокие исторические корни. Так, еще в 1493 году посредством юрисдикции была разделена сфера влияния двух самых крупных морских держав того времени — Испании и Португалии. Это разделение было действенным вплоть до 1588 года, момента, когда британский флот одержал окончательную победу над испанской армадой. Еще в 1609 году голландский юрист Гуго Гроций следующим образом сформулировал доктрину о свободном мореплавании и использовании океана: «Все державы имеют одинаковое право использовать океан при условии, что сами будут считаться с правами других».
Этот простой «закон моря» сохранял силу три с половиной столетия, оставаясь относительно стабильным и уважаемым в международных отношениях. Вплоть до второй мировой войны корабли военные и торговые свободно проходили в международных водах, а самолеты осуществляли международные перевозки.
Между тем в Каракасе в 1973 году разыгралась «самая крупная морская битва» в истории мореплавания так назвали третью Конференцию ООН по морскому праву многочисленные комментаторы всего мира. Основы доктрины Гроция были серьезно поколеблены. Большинство развивающихся стран потребовало расширить зону территориальных вод до 200 морских миль (370 км от побережья). Если бы это требование было удовлетворено, свыше 30% поверхности морей попало бы под суверенитет морских держав. Отдельные страны, так называемые владельцы каналов (Индонезия, Панама, Филиппины, Египет), требовали, чтобы водная территориальная граница составляла 12 международных  миль (22,2 км). Высокоразвитые, индустриальные державы СССР и США считают, что территориальные воды могут составлять 12 миль, но экономическая зона должна равняться 188 милям. В таком случае она будет открыта и другим странам для рыболовства и научных исследований.
Хотя конференции по морскому праву, состоявшиеся в Каракасе и Женеве (1975), Нью-Йорке (1976, 1977, 1978) не разрешили всех противоречий между заинтересованными странами, однако представители свыше 150 государств согласились, что экономическая зона территориальных вод морских держав должна составлять 200 миль. В этой зоне за государствами признано право охранять свои природные богатства.
В целях международно-правового регулирования морского рыболовства были образованы Совет по исследованию моря (северной части Атлантики), Международная комиссия по научному исследованию Средиземного моря и ряд других организаций. Государства Средиземноморья под эгидой ООН провели ряд конференций, на которых были приняты соответствующие решения по охране Средиземного моря. На межправительственном совещании в Сплите (Югославия), состоявшемся в феврале 1977 года, обсуждался «Голубой план», включавший программу первоочередных действий, подготовленных ЮНЕП. «Голубой план» предусматривал долгосрочное совместное планирование общественно-экономического развития и координирование программ сотрудничества стран Средиземноморья. Программа первоочередных действий указывала проблемы, которые необходимо было решать немедленно, а именно проблемы защиты моря от загрязнения, эрозии почв, сохранения источников питьевой воды, влияния туризма на среду обитания и др.
Аналогичные вопросы, касающиеся Средиземноморья, обсуждались на конференциях, проведенных в Монте-Карло, Барселоне и других городах. Подписывались международные конвенции по отдельным частным вопросам. Так, США и Канада 26 мая 1930 года подписали конвенцию по защите тюленей, обитающих в северных частях Тихого океана. А в 1949 году была подписана конвенция об учреждении Международной комиссии по научному исследованию тунца. В течение 1953 года было подписано еще несколько международных конвенций, направленных на охрану запасов рыб и ракообразных, других морских животных. 29 апреля 1958 года представители 36 стран в Женеве подписали конвенцию о рыболовстве и охране живых морских ресурсов. В 1946 году принята международная конвенция по регулированию китобойного промысла, а международная комиссия, основанная для этих целей, определяла ежегодную квоту отлова китов.
Европейские государства в 1950 году подписали конвенцию о защите птиц на этом «старом» континенте, а в 1973 году в Вашингтоне была принята Международная конвенция о торговле редкими видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. СССР, США, Канада, Дакия и Норвегия заключили 15 ноября 1973 года Договор о защите белого медведя, а отдельные страны приняли программы по защите волка в Европе, тигра в Азии, зубра и бизона в СССР и Польше с учетом состояния их запасов.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью была подписана в Лондоне в 1965 году, но она не дала серьезных результатов. По инициативе Международной морской организации в октябре 1973 года состоялась новая конференция. На ней представители 69 стран подписали Международное соглашение о запрещении загрязнения моря судами. В первой конвенции речь шла только о чистоте моря в относительно узком поясе, в так называемых запрещенных зонах. Последняя же касалась акваторий всех океанов и морей.
Прибалтийские государства в марте 1974 года подписали в Хельсинки конвенцию по защите морской среды района Балтийского моря, а Югославия и Италия 14 февраля того же года достигли соглашения о сотрудничестве в области охраны Адриатики и ее прибрежных областей.
В начале 70-х годов была разработана общая программа о сотрудничестве между Югославией и странами — членами СЭВ в области защиты и улучшения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на период до 1980 года, а также определены основные направления научно-технического сотрудничества на ближайшие 10 лет.
Придунайские страны еще в 1948 году подписали Дунайскую конвенцию, которая регулирует правовые акты о судоходстве и рыболовстве на Дунае. Продолжается работа по подготовке конвенции, касающейся качества вод Дуная и его притоков. Ее не подписывают ФРГ и Австрия, которые сбрасывают в Дунай колоссальное количество отработанных вод, что негативно сказывается на водной системе всех стран Юго-Восточной Европы.
Существуют многочисленные международные договоры о защите рек, протекающих через два или более государства. Так, в 1960 году основана Международная комиссия по охране Рейна от загрязнения; США и Канада в 1972 году договорились вести совместные работы по улучшению качества воды в районе Великих озер.
Успешно развивается двустороннее сотрудничество между СССР, США, Великобританией, Японией, Швейцарией, Финляндией и некоторыми другими странами. Это сотрудничество охватывает различные вопросы, включая разработку методов очистки вод, создания «чистых», безотходных технологий, запрещения слива нефти в море. В апреле 1976 года в Душанбе состоялся советско-американский симпозиум по проблемам экологии в рамках международной программы «Человек и биосфера». В нем приняли участие экологи, генетики, химики, биологи, экономисты, юристы. Было обсуждено около 30 рефератов, посвященных экологическим аспектам.
Во Франции еще в 1964 году состоялась Европейская конференция по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, а годом позже прошел первый международный конгресс, посвященный этому вопросу.
Ученые мира все большее участие принимают в решении проблем защиты окружающей среды. В мае 1971 года к генеральному секретарю ООН обратились 2200 ученых из 23 стран мира с посланием, в котором указывалось на большую опасность нарушения экологического равновесия, которая угрожает человечеству. Обращение нашло большой отклик почти во всех странах.
На Генеральной ассамблее ЮНЕСКО, состоявшейся 16 ноября 1972 года в Париже, принята Конвенция об охране мирового культурного наследия и природных памятников, вступившая в силу в 1975 году. К конвенции присоединилось свыше 40 стран, а 14 государств внесли 36 предложений в так называемую Книгу ценностей мировой культуры. На основании решений ассамблеи был сформирован Международный комитет по охране мирового наследия, определены перечень мировых ценностей и материальный фонд по поддержанию их сохранности. В конце 1978 года в Вашингтоне состоялось второе заседание Международного комитета, членом которого является и Югославия. Тогда в «Книгу» были внесены такие памятники мировой культуры, как город Кито, Национальный парк на островах Галапагос (Эквадор), Национальный парк «Менагаш», храмы и скалы в Лалибеле (Эфиопия), кафедральный собор в Ахене (ФРГ), исторический центр Кракова и рудник по добыче соли в городе Величка (Польша), остров Горе (Сенегал), Иеллоустонский национальной парк (США).
Как пишет Р. Ивапчевич, Союзное исполнительное вече приняло решение направить Международному комитету по охране памятников мировой культуры предложение о занесении в «Книгу» памятников, расположенных на территории Югославии,— города Дубровника, исторического центра Сплита с дворцом Диоклетиана, Национального парка «Плитвицкие озера», Охридскую культурно-историческую природную область, Национальный парк «Дурмитор».
Из 80 международных договоров по защите окружающей среды Югославия ратифицировала 27. Из них 16 относятся к проблеме защиты моря, среди которых важнейшие касаются континентального шельфа, рыболовства, защиты морской флоры и фауны.
Югославия ратифицировала также Конвенцию о запрещении производства и накопления бактериологического оружия и отравляющих веществ, Договор о принципах деятельности государств в исследовании космического пространства и использовании его в мирных целях, включая Луну и другие космические тела Солнечной системы. Кроме того, страна ратифицировала конвенции о торфяных болотах, о защите птиц и животных, о защите памятников мировой культуры и т. д. В настоящее время проводится подготовительная работа по ратификации остальных соглашений.
Заключены многие международные соглашения о совместном использовании и сохранении качества материковых вод. Такие договоры - Югославия имеет с Болгарией, Бельгией, Францией, Швейцарией, Италией и другими странами. Наша страна поддерживает контакты в области защиты окружающей среды почти со всеми своими соседями.
Хотя отдельные страны по-разному оценивают значение экологических проблем, существует объективная необходимость в расширении сотрудничества в области защиты окружающей среды, которая требует внимательного анализа и совместных усилий отдельных государств.
Весь потенциал природных богатств может быть поставлен на службу человеку только в том случае (учитывая достигнутый' уровень науки и техники), если он будет оптимально использоваться в интересах всего общества.
Первое препятствие на этом пути — частная собственность на средства производства в капиталистических странах. Использование природных богатств в целях получения прибылей и сверхприбылей приводит к прямому их расхищению. Примером служит немилосердное «выжимание соков» из колониальных и экономически зависимых стран. Вторым крупным препятствием является гонка вооружений, требующая затрат громадного количества природных ресурсов на военные приготовления. Третья причина заключается в том, что бывшие колонии не имеют новейшей технологии, квалифицированных кадров и средств для целенаправленного использования природных богатств. И наконец, нерациональная и неразумная эксплуатация как бы «ничьих» ресурсов: биологических и минеральных источников Мирового океана. Существующие международные правовые нормы (конвенции, договоры, протоколы) только в ограниченной мере регулируют их использование.
В этом заключаются главные трудности на пути восстановления гармонии между удовлетворением потребностей человечества в природных ресурсах и путями ее реализации.




загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.