Экологический портал

Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Это интересно!
Присоединяйся!
Наш опрос
Как вы связаны экологией ?
Работаю экологом.
Учусь в институте на эколога.
Изучаю экологию в школе.
Участвую в олимпиаде по экологии.
Просто увлекаюсь экологией.
Никак не связан с экологией.

Сейчас на сайте
Сейчас на сайте:
Пользователей: 0
Отсутствуют.
Роботов: 1
Yandex
Гостей: 7
Всех: 8
Именниников сегодня нет

Белград и его экологическое будущее

 Экологические статьи » Основы общей экологии  14-01-2011, 13:07  Author: BlogDix
Белград — столица СФРЮ — расположен на берегах Савы Дуная, является важнейшим транспортным узлом в Юго-Восточ ной Европе и на Балканском полуострове. В городе с прилегаю щими районами живет 1,4 млн. человек.
Река Сава делит его на две части — на Старый город со мно жеством населенных районов и пригородов и на Новый Белгра. с Земуном. Новый Белград — современный городской комплекс выросший за последние 30 лет. В Белграде до войны проживал всего 300 тыс. жителей, за 35 лет число жителей возросло в раза. Процесс урбанизации и индустриализации города в цело проходил планомерно. Исторический центр удачно сочетаете с современными архитектурными решениями.
И все же столица СФРЮ платит своеобразную дань за быстрое промышленное развитие появлением ряда экологических проблем. Специалистами на территории города зарегистрировано около 1570 крупных источников загрязнения (127 промышленны объектов, 664 больших здания и 784 объекта общественног пользования); кроме того, в городе насчитывается около 350 тыс., автомобилей и действует свыше 200 тыс. отопительных печей индивидуального пользования. Воздух в Белграде загрязнен в основном двуокисью серы, окисью углерода, углеводородами, различными газами, свинцовой пылью. Концентрация вредных примесей в воздухе в некоторые месяцы года, особенно в ноябре, декабре и январе, превышает допустимые нормы в несколько раз. Было время, когда концентрация окиси углерода на площади Теразии и на перекрестке около отеля «Лондон» была в 10 — 12 раз больше допустимой максимальной нормы. В архивах нашей службы здравоохранения зафиксирован в ноябре 1953 года в центре города катастрофический уровень концентрации двуокиси серы в воздухе — в 30 раз больше нормы. К счастью для белградцев, такая зараженность воздуха продолжалась недолго, к тому же наш город расположен в зоне интенсивного движения воздушных потоков, благодаря чему смертельных исходов удалось избежать.
Городское управление по здравоохранению постоянно делает замеры качественного состояния воздуха в 15 точках города. Данные показывают, что часто во многих местах города загрязненность, вызываемая индивидуальными отопительными печами, котельными центрального отопления, промышленными объектами и средствами транспорта, значительно превышает допустимые медицинские нормы. Поэтому принимаемые меры направлены в первую очередь на устранение источников, вызывающих загрязнение.
Кроме мер, предусматриваемых при проектировании и строительстве новых объектов (подключение к системе центрального отопления и др.), в Белграде принимаются и практические меры с целью быстрейшего уменьшения загрязненности воздуха уже существующими источниками. С этой целью организуются курсы для истопников котельных, проверяется исправность котлов и их работы, обязательно проводится контроль отработанных газов автомашин как во время техосмотра, так и на линии. Построено много новых больших котелен с эффективными фильтрами — «Дунай», «Новый Белград», «Возждовац», которые заменили сотни индивидуальных печей. Планируется строительство котельных «Кнежевац», «Конярник II», «Верхний Земун».
Среднесрочные планы развития Белграда предусматривают преимущественное строительство отопительных объектов, работающих на природном газе — наиболее экономичном виде топлива. Самые большие запасы газа находятся у нас в Воеводине, и естественно, что именно в этом крае произойдут перемены в первую очередь.
В будущем для нужд теплофикации в Белграде будет использоваться солнечная и атомная энергия, а также энергия ветра, но еще, вероятно, долго они не смогут играть значительной роли в энергетическом балансе.
Старая часть Белграда расположена на Шумадийской территории, а новая — на Панонской низменности. Между ними протекают Сава и Дунай, воды которых оказывают благотворное влияние на экологическое состояние города и его окрестностей. Важным естественным фильтром Белграда является ветер — сильный и холодный, дующий с востока и юго-востока в основном осенью, зимой и ранней весной, т. е. в то время года, когда в воздухе больше всего загрязняющих веществ. К тому же в Белграде нет крупных промышленных предприятий с большими токсичными выбросами, и многие из них уже переведены за городскую черту (заводы «Икарус», «Галеника», «Соко-Штарк», «Гремец», «Петр Велебит», «Ветроспрем» и др.). Предстоит перевести оставшиеся промышленные предприятия, такие, как, например, завод «Димитрий Гуцович» из Чукарицы, «Ливийцы» и др. В Белграде постоянно растет число автомобилей, что создает большую проблему для нормального функционирования городского транспорта. Кроме того, автомобили — сильные загрязнители воздуха. Поэтому Скупщина Сербии еще 27 июля 1973 года отдала преимущества городскому транспорту на электротяге и приняла постановление об использовании трамваев и троллейбусов, по которому в нашей столице будут открыты новые троллейбусные линии и увеличен трамвайный парк. Скупщина города решила весь общественный транспорт частично перевести на газовое топливо. На многих центральных улицах и площадях автомобильное движение запрещено, значительно расширены пешеходные зоны. Старая железнодорожная станция и вообще весь железнодорожный узел, размещенный в центре города, на правом берегу Савы, фактически закрывают городу выход к реке. Новый, в основном подземный вокзал строится в Прокопе, куда поезда пойдут по подземному тоннелю, что защитит город от шума. Несколько железнодорожных станций строится в Маки-ше, Зумене и на Карабурме.
Однако Белград полностью решит свои проблемы транспортного сообщения только со строительством метро. Планом предусматривается, что к 2000 году в городе будет проложено 42,3 км подземных трасс с 25 станциями. Большая часть трассы метро пройдет под землей, а линии, выходящие за городскую черту, выйдут на поверхность и соединятся с линиями железнодорожного транспорта. Троллейбусы и автобусы как дополнительный вид транспорта свяжут отдельные районы с городским метро. В настоящее время идут работы по уточнению проекта по двум основным линиям метро: Меркатор в Новом Белграде — памятник Вуку Караджичу на бульваре Революции и Калемегдан — Вокзал в Прокопе. Общая протяженность этих двух линий составит 13—14 км.
В 1979 году 464 улицы в Белграде не имели канализации, хотя их общая длина составляла 172 км, или 15% от общей протяженности всех улиц города. В этот список не попали многие пригородные районы — Ресник, Княжевац, Сремчица. Поэтому дальнейшее строительство канализационной сети — одна из главных задач в плане развития Белграда. Принимаются меры для ликвидации мусорных свалок, ведется строительство больших коллекторов для отходов в районах «Врбин поток» и «Батайница», строительство фабрики по переработке вторичного сырья, особенно промышленных отходов (старых автомобилей, бумаги, стекла, холодильников, пластмасс и отработанных кухонных плит).
Белград — первый город в стране, где в 1976 году было принято Постановление о мерах по защите от шума. Оно касалось тех шумовых источников, на которые можно было эффективно воздействовать: моторные средства передвижения, торжественные мероприятия, радио, телевидение, а также предусматривало меры по организации лесопосадок. В настоящее время в столице общая длина лесопосадок составляет около 460 км. Но расширение зеленых насаждений не отвечало темпам развития Белграда. Сегодня общий зеленый фонд в пределах городской черты составляет 5200 га, из которых в общественной собственности находятся посадки на площади около 2500 га. Однако если рассматривать Белград в его широких границах, то положение улучшается, общая площадь лесных угодий, находящихся в общественной собственности, составляет 19 733 га, в частном владении— 22 373 га. Самый крупный лесопарк—Кошутняк (323,22 га). Зеленых насаждений меньше всего в центральной части города; так, в общине Старый город, например, на одного жителя приходится всего 2,5 кв. м. Озеленение развивается в основном в новых районах. Генеральный план развития города до 2000 года предусматривает, что Белград должен быть «населенным архипелагом в зеленом море», в котором на каждого жителя будет приходиться 25 кв. м зеленой площади.
Между Кумодражем, Большим Мокрым лугом, Нишской автомагистралью, Окружной авальской автодорогой и населенным пунктом в Яйницах ведется строительство парка «Титов гай», который раскинется на площади 850 га. Сейчас леса шумят на площади 140 га, остальные массивы леса будут освоены до конца века.
Для сохранения исторического наследия в крепости Калемегдан и в районах, прилегающих к ней, ведутся археологические работы, реставрируются многие исторические памятники. К реставрационным работам можно отнести и работы по восстановлению улицы Князя Михайлова, Косанчичева венца, комплекса Скадарли и старого центра в Земуне.
Сейчас в Белграде достаточно чистой воды, но потребности в ней продолжают расти, и необходимо изыскивать новые источники. Белград снабжается водой из источников, расположенных на берегу Савы, и поэтому сделать нашу крупнейшую реку еще чище — задача величайшей важности.
Ныне действует 46 подземных водохранилищ города, в процессе строительства находится еще 20 (вблизи Савы в Макише, Бежании и на Ада Циганлии). В 1977 году максимальное ежедневное производство питьевой воды достигло 518 тыс. куб. м, т. е. около 6 тыс. л/с. К концу 1980 года новое оборудование по фильтрации речной воды стало давать 2 тыс. л/с высококачественной питьевой воды. Речная вода идет из Савы, и после обработки ежесекундно около 343 л подается в город.
Большую проблему для города представляют сточные воды, которые загрязняют Саву и Дунай. Ежегодно их объемы исчисляются в 110 млн. куб. м, т. е. это «реки», несущие ежесекундно 3600 л грязных вод. Общая длина канализационной сети города составляет 900 км, построена она в основном после войны. В 1978 году в Дунай сливали свои воды 44, в Саву — 15 коллекторов. Генеральный план Белграда до 2000 года предусматривает создание следующих канализационных систем: Генеральной, Ба-тайницкой, Острожинской и Банатской.
По закону о воде после 1978 года сточные воды не должны поступать в реки, но по ряду объективных и субъективных причин этот закон еще пока в полной мере не выполняется. По реализации генерального плана столицы сточные воды после фильтрации будут вливаться около Большого села в Дунай. Большое значение имеет и проект оздоровления Топчидерской реки (длиной 150 км), которая давно уже выполняет роль коллектора сточных вод Раковицкого промышленного района. Ежесекундно в реку в среднем поступает свыше 80 л сточных вод, которые уничтожили все живое в Топчидерской реке. Топчидерская река в свое русло собирает воды из 33 притоков: Ресницы, Раковицы, Пречницы, Еловцы, Дучевцы, Белой реки, Шиндраковцы и др. Интересно, что только за один день они сливают в русло реки 8—9 млн. куб. м воды, и под названием Топчидерская река она вливается в рукав Савы у Чукарицы.
В бассейне этой реки живет около 90 тыс. жителей, а на ее берегах размещено 19 крупных предприятий. Она проходит через Топчидерский парк, который является, возможно, самым прекрасным уголком Белграда. Поэтому планируется забетонировать дно реки и в будущем не допускать сюда слива сточных вод, которые пойдут по особому коллектору. Перспективный план городского развития Белграда включает и мероприятия по охране окружающей среды, особенно территории вдоль Дуная.



загрузка...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.