Студент Горьковского политехнического института Ростислав Алексеев защищал свой дипломный проект осенью 1941 г. Тему он избрал очень необычную и очень трудную: «Судно на подводных крыльях». Новой эта тема в полном смысле слова не была. Российский подданный Деламбер еще в 1891 г. получил во Франции патент на подводные крылья для кораблей. Деламбер исходил из того, что плоскость определенного профиля — крыло, двигаясь в любой среде, подвержена действию подъемной силы. Поскольку вода в 800 раз плотнее воздуха, несущие плоскости судов могут быть соответственно меньшими по площади, чём у самолетов. Однако осуществить в реальной конструкции эти расчеты, несмотря на многочисленные попытки, никому в мире не удавалось.
Причина в том, что пилот самолета, летящего в однородной среде, может в широких пределах изменять скорость движения и подъемную силу несущих плоскостей. Судно же движется на границе двух сред: водной и воздушной. При определенной расчетной скорости подъемная сила крыльев уравновешивает силу тяжести корпуса. Но поддерживать ее постоянно практически невозможно. Если скорость больше расчетной, корабль приподнимается над водой и крылья, скользя по поверхности теряют подъемную силу. Судно лишается опоры и резко опускается в воду. Скорость его движения падает. А на малой скорости подводные крылья малоэффективны. Получается заколдованный круг, из которого нельзя найти выхода. Вот почему к дипломному проекту студента Алексеева было проявлено повышенное внимание. Профессора и преподаватели, забыв во время защиты, что перед ними не ученый, а студент, задавали ему сложные и специальные вопросы, как своему коллеге, и получали исчерпывающие ответы. Несмотря на трудности военного времени, молодому инженеру была предоставлена возможность работать над своим проектом.
Вначале его, контролера по изготовлению танков на Сормовском заводе, освобождали от основных обязанностей на два часа в день, а затем полностью переключили на конструирование нового судна. Однако прошло немало лет, прежде чем крылатые корабли, вышли на водные трассы.
Корабли на подводных крыльях, разработанные доктором технических наук, лауреатом Ленинской премии Р. Е. Алексеевым, ходят по водным путям Румынии, Польши, Югославии, Болгарии, Италии, Франции, ФРГ, США, Марокко, Финляндии и других стран.
Затем на трассы вышел советский крылоход «Тайфун» с. Глубоко погруженными крыльями. Они снабжены закрылками, которыми управляют автоматические устройства. В зависимости от скорости движения судна автоматика увеличивает или уменьшает подъемную силу подводных крыльев. Так изобретатель преодолел ахилессову пяту деламберовского проекта.
«Тайфун» (и другие корабли этого типа) по существу гидролеты-самолеты, летящие над поверхностью воды на высоте 1,5—2 м. Высокий клиренс позволяет крылатому кораблю идти на полной скорости даже при четырехбалльном волнении на море.
Причина в том, что пилот самолета, летящего в однородной среде, может в широких пределах изменять скорость движения и подъемную силу несущих плоскостей. Судно же движется на границе двух сред: водной и воздушной. При определенной расчетной скорости подъемная сила крыльев уравновешивает силу тяжести корпуса. Но поддерживать ее постоянно практически невозможно. Если скорость больше расчетной, корабль приподнимается над водой и крылья, скользя по поверхности теряют подъемную силу. Судно лишается опоры и резко опускается в воду. Скорость его движения падает. А на малой скорости подводные крылья малоэффективны. Получается заколдованный круг, из которого нельзя найти выхода. Вот почему к дипломному проекту студента Алексеева было проявлено повышенное внимание. Профессора и преподаватели, забыв во время защиты, что перед ними не ученый, а студент, задавали ему сложные и специальные вопросы, как своему коллеге, и получали исчерпывающие ответы. Несмотря на трудности военного времени, молодому инженеру была предоставлена возможность работать над своим проектом.
Вначале его, контролера по изготовлению танков на Сормовском заводе, освобождали от основных обязанностей на два часа в день, а затем полностью переключили на конструирование нового судна. Однако прошло немало лет, прежде чем крылатые корабли, вышли на водные трассы.
Корабли на подводных крыльях, разработанные доктором технических наук, лауреатом Ленинской премии Р. Е. Алексеевым, ходят по водным путям Румынии, Польши, Югославии, Болгарии, Италии, Франции, ФРГ, США, Марокко, Финляндии и других стран.
Затем на трассы вышел советский крылоход «Тайфун» с. Глубоко погруженными крыльями. Они снабжены закрылками, которыми управляют автоматические устройства. В зависимости от скорости движения судна автоматика увеличивает или уменьшает подъемную силу подводных крыльев. Так изобретатель преодолел ахилессову пяту деламберовского проекта.
«Тайфун» (и другие корабли этого типа) по существу гидролеты-самолеты, летящие над поверхностью воды на высоте 1,5—2 м. Высокий клиренс позволяет крылатому кораблю идти на полной скорости даже при четырехбалльном волнении на море.