Главная страница экологического портала Правила карта сайта Обратная связь
Навигация по сайту
Присоединяйся!

Сейчас на сайте
Baidu Spider, Yandex

Химические элементы живого и неживого вещества

Экологические статьи » Учение о биосфере  28-01-2011, 13:57  Author: BlogDix
С давних пор человек задавал себе вопросы, почему вокруг столько разнообразных веществ, находящихся в разном физическом, химическом и биологическом состоянии; из чего и как устроена окружающая природа; какую роль в минеральном и органическом веществе играют атомы и химические элементы, их сочетания и соединения и т. п. Более или менее достоверные in кеты на эти вопросы дает изучение природы- химических элементов, атомов и изотопов, их многообразных свойств и сочетаний в живом и косном веществе.
В настоящее время науке известно 107 химических элементов, из них 15 (трансурановые, т. е. следующие за ураном) получены искусственно. Каждый элемент имеет свою историю открытия, свою судьбу в природе, характеризуется количественным и качественным участием в составе минералов, пород, вод, газов, живых организмов, в космических телах. Все химические элементы подчиняются периодическому закону, открытому в 1869 г. Д. И. Менделеевым. В Периодической таблице Д. И. Менделеева одновременно выступают и прошлое и будущее всей химической науки, и логика и предвидение. Открытие периодического закона химических элементов пошло в историю науки как самое замечательное событие второй половины XIX в. Д. И. Менделеев создал периодическую систему благодаря тому, что он исходил не из какой-то частной закономерности в систематизации (как это делали другие), а из более фундаментальных аа конов, которые управляют свойствами элемента. Современный вид и физико-химический смысл Периодическая таблица приобрела после долгих проверок, исправлений, новых открытий, уточнений, проводившихся в течение последующих десятилетий.
На основе периодической таблицы строятся геохимические и биогенные классификации элементов, семейств, групп и ассоциаций элементов, их сочетаний в породах, объясняются закономерности миграции, концентрации и рассеяния в породах, почвах, воде, воздухе, живых организмах, участие в круговороте вещества и энергии в земной коре и биосфере. Все это очень важно и необходимо для понимания как универсальных, так и более частных гакопомерностей поведения химических элементов в биосфере и в геохимических и биогеохимических циклах кру-говорота вещества в природе.
Для характеристики химических элементов земной коры исключительно большое значение имеют подсчеты среднего содержания их в породах, ПОЧВЭХ, йодах, воздухе, живых организмах, в Космосе.
Первые подсчеты среднего содержания химических элементов в земной коре, получившего название «кларк», были сделаны в 1889 г. американским геохимиком Ф. У. Кларком. Впоследствии были опубликованы вычисления кларков многих других ученых. В Советском Союзе широко пользуются данными средних содержаний химических элементов в литосфере, гидросфере, почвах и живых организмах А. П. Виноградова.
В живом веществе химические элементы могут быть в виде сложных органических и металлоорганических соединений, в виде минералов и в элементарной форме. Форма рассеяния характерна для многих химических элементов земной коры и биосферы. Состояние рассеяния вызывается летучестью, растворимостью, радиоактивностью, процессами обмена, кристаллизации и др. Попадая в организм, химические элементы вступают в новую форму нахождения, отличную от других форм. Они находятся здесь в молекулах, диссоциационных системах ионов, а также в рассеянном состоянии. По мнению В. И. Вернадского, очень вероятно, что в живом организме, помимо изотопов, известную роль играет симметрия атомов (симметрия атомных полей).
Биогенную миграцию (во множестве ее форм и проявлении) В. И. Вернадский назвал основной чертой организованности биосферы. «Живые организмы,— писал он,— представляют собой совершенно особого рода образования, резко отличные от всех атомных, ионных или молекулярных сил, которые строят материал земной коры вне биосферы. Живое вещество придает биосфере совершенно необычный и для нас пока единственный в мироздании обмен, миграцию химических элементов и создание из них живых тел. Энергетический характер живых организмов, как он представляется в их размножении и трансформации космической энергии в земную с геохимической точки зрения, несравним с инертными структурами, строящими и косную и живую материи».
Результатом геохимической и биогенной миграции элементов являются планетарный и региональный круговороты вещества и энергии в природе.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.